Подросток и родители. Как не потерять контакт?

    Когда мы теряем ребенка из-за болезни или несчастного случая – это огромное горе, но когда ребенок сам прерывает свой жизненный путь – это непоправимая трагедия.

    Статистика показывает, что именно подросткам свойственны различные типы суицидального поведения.

    Когда нам, взрослым людям, становится по-настоящему страшно? Чаще всего тогда, когда мы соприкасаемся со смертью человека. Особенно страшно, когда гибнут дети, добровольно расставаясь с жизнью. За последние годы суицид подростков возрос на 60%. Практика показывает, что покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей.

    Привести к суициду могут экономические проблемы в семье, безнадёжность, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.

    Тяжёлые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая может привести к возникновению суицидальных намерений. Хотя, обратите внимание, что депрессивная модель мира подростка часто формируется на основе семейных ценностей. Для ребенка любого возраста определяющую роль играет ситуация в семье, то есть то состояние, в котором пребывают родители, и те взаимоотношения, которые возникают внутри семьи.

    Суицидальное поведение - это ответ на глубинные переживания, а они связаны с тем, что по-настоящему актуально. Чем младше ребенок, тем в большей степени он внедрен в жизнь семьи, тем больше своим суицидом он «дебатирует» именно с семьей.

    Итак, подростковая депрессия. Данное состояние может проявляться в виде следующих симптомов: потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие, изменение аппетита и веса, потеря энергии, изменение продолжительности сна, активности, мысли о смерти, суицидальные намерения или попытки, снижение успеваемости или изменение отношения к школе, соматические жалобы, агрессивность.

    Также причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождаемая печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть её за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением - правонарушениями, употреблением ПАВ, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю.

    Многим, склонным к самоубийству подросткам свойственны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков.

    Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Эти дети должны наблюдаться у специалиста - психиатра. Нередко совершаются попытки суицида без тяжелых медицинских последствий. Подростки и не скрывают, что не собирались умирать, а хотели отвлечь родителей, или, наоборот, привлечь чье-то внимание, или кого-то наказать, демонстрируя суицидальные намерения. Но к несчастью, такие демонстрации нередко бывают переигранными.

    Особенности подросткового суицида:

    • суициду могут предшествовать непродолжительные конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе). Конфликт воспринимается подростком как крайне травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
    • или наоборот, суицидальный поступок воспринимается подростком в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.;
    • суицидальное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
    • суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нём нет продуманности, взвешенности;
    • средства самоубийства выбираются неумело (прыжок с балкона второго этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка и т.п.);
    • у подростков не сформировано понимание смерти. В их понимании смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад.

    Если человек серьёзно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

    Поведенческие признаки:

    1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
    2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
    • в еде - есть слишком мало или слишком много;
    • во сне - спать слишком мало или слишком много;
    • во внешнем виде - стать неряшливым;
    • в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
    • замкнуться от семьи и друзей;
    • быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру.
    1. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

    Словесные признаки:

    Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии. Он или она могут:

    1. Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»;  «Я не могу так дальше жить».
    2. Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
    3. Много шутить на тему самоубийства.
    4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

    Ситуационные признаки.

    Человек может решиться на самоубийство, если:

    1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
    2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
    3. Ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального.
    4. Предпринимал раньше попытки суицида.
    5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
    6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
    7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

    Если вы обратили внимание на то, что человек проговаривает, или во внешнем виде проявляет те признаки, о которых говорилось выше, нужно обязательно побеседовать с ним, скорее всего у него есть проблемы, разрешить которые он не в состоянии. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.

    Неоправданные ожидания наталкивают на мысль, что вас не понимают, не учитывают или не знают наших интересов. И если такая ситуация повторяется несколько раз – это лишь подтверждает мнение, что вас не любят, вами не дорожат. Почему? Потому, что не понимают, что вам нужно, что вас порадует.

    Наша любовь к детям – это безусловный подарок, который мы дарим каждый день.

    Любовь -  наша основная эмоциональная потребность, и, когда другой человек удовлетворяет её, мы испытываем к нему тёплое эмоциональное чувство. Эмоциональный климат семьи может в значительной степени измениться, если все члены семьи научаться говорить на «родных языках любви» друг друга. Давайте наполнять сосуды, говорить на доступном для вашего ребёнка языке.

    Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.

    Рождение вашего ребёнка было желанным?

    Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

    Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

    Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?

    Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

    Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

    Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

    Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?

    Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?

    Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

    Вы знаете, какой его любимый предмет?

    Вы знаете кто у него любимый учитель?

    Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель?

    Вы первым идёте на примирение, разговор?

    Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

    Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!

    Семья и школа – два социальных института, имеющих значительное влияние  на детей. Наше воздействие будет тем эффективнее, чем полнее и глубже мы будем использовать свои возможности.