Что влияет на выбор профессии?
Выбор профессии, сложный этап становления личности. Профессиональная деятельность определяет уровень и качество жизни, удовлетворенность и эмоциональное состояние людей. Для успеха в карьере и освоения специальности, подходящей по личностным характеристикам, стоит уделить выбору профессии отдельное внимание. Задуматься о будущей работе стоит в начале обучения в старшем звене школы, при поступлении в 8 – 9 класс. Именно на этом этапе ряд учебных заведений проводит разделение школьников по профилям, для погружения в предметы, необходимые для поступления в вуз или колледж и изучении специфики профессиональной деятельности в определенной области. Для принятия правильного решения о выборе факультета и специальности необходимо разобраться в том, что влияет на выбор профессии и как минимизировать риск ошибки.
Начало формы
Конец формы
Критерии выбора профессии
Важнейшие параметры, влияющие на принятие решения относительно будущей специальности, связаны с возможностями для поступления. Данные критерии относятся к образовательным учреждениям. Абитуриенты изучают информацию о доступных факультетах и специальностях. Учитываемые характеристики:
Профильность организации;
Направления профессиональной подготовки;
Наличие образовательных программ бакалавриата, специалитета;
Вариант продолжения обучения в магистратуре, ординатуре, адъюнктуре или аспирантуре;
Проходной балл;
Правила приемной кампании;
Величина конкурсного отбора;
Количество бюджетных и коммерческих мест;
Особенности преподавательского состава;
Наличие авторских методик обучения;
Материально-техническое обеспечение вуза;
Рейтинг учебного заведения;
Месторасположения университета;
Программы дополнительного развития спортивных и творческих талантов студентов;
Организация стажировок;
Возможность обучения по программе обмена;
Стоимость обучения на коммерческой основе;
Стипендия для бакалавров и специалистов;
Целевой набор;
Учет достижений в профильных дисциплинах, касающийся научных разработок или реализации творческих проектов.
Узнать информацию о приемной кампании, сроках подачи заявлений, наличии дополнительных вступительных испытаний можно на информационных стендах внутри учебного заведения, в учебной части или секретариате, или на официальном сайте образовательной организации во вкладке «Абитуриенту».
Факторы, влияющие на выбор профессии
Кроме критериев, относящихся к учебному заведению на выбор профессии оказывают влияние особенности характера и личности выпускника, а также характеристики образовательной программы и описание особенностей будущей профессиональной деятельности.
Внешние факторы выбора
Параметры, связанные с программой обучения и профессией. При выборе факультета и специальности учитывается:
Доступные формы обучения – очная, очно-заочная, заочная, вечерняя, выходного дня, дистанционная;
Включение производственной практики;
Семинарские занятия в симуляционных классах, мастерских и на клинических базах;
Встречи с представителями профессии;
Продолжительность учебы;
Особенности сквозных и дипломного проекта;
Дополнительное развитие карьерной перспективы и навыков soft skills.
Внешние факторы, относящиеся к профессии:
Степень сложности освоения профессиональных навыков и компетенций – к сложным областям относится изучение медицины, программирования, права и иностранных языков;
Востребованность кадров на международном и российском рынке труда;
Перспективы карьерного роста;
Уровень заработной платы у начинающих профи, специалистов с опытом и экспертов премиум класса;
Готовность работодателей трудоустраивать выпускников без стажа работы;
Конкуренция;
Доступные должности;
Сферы профессиональной реализации;
Особенности производственных факторов;
Перечень должностных обязанностей;
Возможности для самореализации и творчества;
Вариант трудоустройства за границей;
Преимущества работы по специальности.
Внешние личные причины:
Уровень материального благосостояния семьи, возможность оплаты учебы на коммерческой основе, с учетом наличия льгот и рассрочек платежей;
Место жительства, готовность к съему квартиры или заселению в общежитие;
Необходимость совмещения с иными видами деятельности – параллельной работой, воспитанием детей, уходом за родственниками, творческой реализацией.
Внутренние факторы выбора
При выборе профессии учитываются:
Таланты – художественный, музыкальный, научно-исследовательский, актерский, вокальный, спортивный;
Способности – легкость освоения материала по конкретному предмету с учетом скорости запоминания новой информации, времени, необходимого на выполнение простых и сложных задач, возможность решения нестандартных кейсов;
Предпочтения – интерес в определенной области знаний, проявляющийся в выборе общего направления: гуманитарного, математического или естественного или конкретной дисциплины.
Отдельное внимание уделяется личным качествам и особенностям характера. Для успеха в профессии отдельное значение имеют:
Тип мышления – аналитическое, логическое, образное, ассоциативное;
Темперамент – сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик;
Готовность к коммуникации на уровне нейронных связей – интроверт или экстраверт;
Скорость мышления;
Быстрота умственных и физических реакций;
Скорость выработки новых рефлекторных дуг и ассоциаций;
Внимательность;
Аккуратность;
Педантичность;
Активность;
Ответственность;
Амбициозность;
Харизматичность;
Обаятельность;
Тактичность;
Эрудированность.
Для ряда технических и рабочих специальностей важна тяга к выполнению монотонных трудовых операций, творческим профессионалам не обойтись без общей эстетики и чувства прекрасного, креативности, нестандартного мышления, стремления к эпатажу и всеобщему признанию.
Также среди внутренних факторов отдельным блоком выделяют состояние здоровья и уровень физической подготовки. Поступающие в ведомственные вузы Министерства обороны, МЧС, МВД и факультеты, связанные с правоохранительной деятельностью или спортом, в качестве дополнительных вступительных испытаний сдают спортивные нормативы по:
Бегу;
Плаванию;
Подтягиваниям;
Прыжкам;
Отжиманиям;
Гимнастике.
Считается, что внутренние факторы в первую очередь стоит учитывать при выборе профессии. На многие из них невозможно повлиять, но можно выявить сильные стороны и сделать упор на развитие заложенных природой талантов и способностей.
Стадии процесса профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение – избирательное отношение индивида к профессии и специальности, определяющие выбор вектора профессиональной подготовки и развития.
Стадии:
- Осознание личных предпочтений, талантов, способностей и интереса. Помогают психологические тестирования, использование метафорических и ассоциативных карт, достижения в изучении определенных дисциплин, хобби.
- Определение социально-экономических характеристик профессии, учет внешних факторов, влияющих на выбор специальности.
- Актуализация самоопределения.
- Формирование системы ценностных ориентаций.
- Моделирование будущего в жизни и профессиональном развитии.
- Построение эталона в виде идеального образа профессионала.
Стадии по Гинзбургу:
- Стадия фантазии – у ребенка до 11 лет, связанна с воображением будущей профессии;
- Гипотетическая стадия – до 17 лет, объединение желаний и ценностей с реальными параметрами труда и материальной составляющей;
- Реалистическая – после 17 лет, основанная на глубоком изучении характеристик специальности, с учетом экономических, социальных показателей, особенностей должностных обязанностей, преимуществ и недостатков работы.
Как надо делать выбор
Лайфхаки по выбору профессии:
В первую очередь необходимо учитывать собственные предпочтения и пожелания;
Перед принятием решения рекомендуется пройти профориентационное и личностное психологическое тестирование;
Стоит учитывать советы учителей, родных и друзей, но делать выбор опираясь на собственные ощущения и интуицию;
Владение информацией об особенностях профессиональной деятельности снижает риск ошибок, связанных с романтическим и детским отношением к специальности.
Рекомендуется изучать профильные статьи о современных и востребованных профессиях, посещать мероприятия по профориентации, дни открытых дверей и пользоваться любой возможностью погрузиться в профессиональную среду в рамках стажировки или экскурсий на производство.