Что влияет на выбор профессии?

    Выбор профессии, сложный этап становления личности. Профессиональная деятельность определяет уровень и качество жизни, удовлетворенность и эмоциональное состояние людей. Для успеха в карьере и освоения специальности, подходящей по личностным характеристикам, стоит уделить выбору профессии отдельное внимание. Задуматься о будущей работе стоит в начале обучения в старшем звене школы, при поступлении в 8 – 9 класс. Именно на этом этапе ряд учебных заведений проводит разделение школьников по профилям, для погружения в предметы, необходимые для поступления в вуз или колледж и изучении специфики профессиональной деятельности в определенной области. Для принятия правильного решения о выборе факультета и специальности необходимо разобраться в том, что влияет на выбор профессии и как минимизировать риск ошибки.

    Начало формы

    Конец формы

    Критерии выбора профессии

    Важнейшие параметры, влияющие на принятие решения относительно будущей специальности, связаны с возможностями для поступления. Данные критерии относятся к образовательным учреждениям. Абитуриенты изучают информацию о доступных факультетах и специальностях. Учитываемые характеристики:

    Профильность организации;

    Направления профессиональной подготовки;

    Наличие образовательных программ бакалавриата, специалитета;

    Вариант продолжения обучения в магистратуре, ординатуре, адъюнктуре или аспирантуре;

    Проходной балл;

    Правила приемной кампании;

    Величина конкурсного отбора;

    Количество бюджетных и коммерческих мест;

    Особенности преподавательского состава;

    Наличие авторских методик обучения;

    Материально-техническое обеспечение вуза;

    Рейтинг учебного заведения;

    Месторасположения университета;

    Программы дополнительного развития спортивных и творческих талантов студентов;

    Организация стажировок;

    Возможность обучения по программе обмена;

    Стоимость обучения на коммерческой основе;

    Стипендия для бакалавров и специалистов;

    Целевой набор;

    Учет достижений в профильных дисциплинах, касающийся научных разработок или реализации творческих проектов.

    Узнать информацию о приемной кампании, сроках подачи заявлений, наличии дополнительных вступительных испытаний можно на информационных стендах внутри учебного заведения, в учебной части или секретариате, или на официальном сайте образовательной организации во вкладке «Абитуриенту».

    Факторы, влияющие на выбор профессии

    Кроме критериев, относящихся к учебному заведению на выбор профессии оказывают влияние особенности характера и личности выпускника, а также характеристики образовательной программы и описание особенностей будущей профессиональной деятельности.

    Внешние факторы выбора

    Параметры, связанные с программой обучения и профессией. При выборе факультета и специальности учитывается:

    Доступные формы обучения – очная, очно-заочная, заочная, вечерняя, выходного дня, дистанционная;

    Включение производственной практики;

    Семинарские занятия в симуляционных классах, мастерских и на клинических базах;

    Встречи с представителями профессии;

    Продолжительность учебы;

    Особенности сквозных и дипломного проекта;

    Дополнительное развитие карьерной перспективы и навыков soft skills.

    Внешние факторы, относящиеся к профессии:

    Степень сложности освоения профессиональных навыков и компетенций – к сложным областям относится изучение медицины, программирования, права и иностранных языков;

    Востребованность кадров на международном и российском рынке труда;

    Перспективы карьерного роста;

    Уровень заработной платы у начинающих профи, специалистов с опытом и экспертов премиум класса;

    Готовность работодателей трудоустраивать выпускников без стажа работы;

    Конкуренция;

    Доступные должности;

    Сферы профессиональной реализации;

    Особенности производственных факторов;

    Перечень должностных обязанностей;

    Возможности для самореализации и творчества;

    Вариант трудоустройства за границей;

    Преимущества работы по специальности.

    Внешние личные причины:

    Уровень материального благосостояния семьи, возможность оплаты учебы на коммерческой основе, с учетом наличия льгот и рассрочек платежей;

    Место жительства, готовность к съему квартиры или заселению в общежитие;

    Необходимость совмещения с иными видами деятельности – параллельной работой, воспитанием детей, уходом за родственниками, творческой реализацией.

    Внутренние факторы выбора

    При выборе профессии учитываются:

    Таланты – художественный, музыкальный, научно-исследовательский, актерский, вокальный, спортивный;

    Способности – легкость освоения материала по конкретному предмету с учетом скорости запоминания новой информации, времени, необходимого на выполнение простых и сложных задач, возможность решения нестандартных кейсов;

    Предпочтения – интерес в определенной области знаний, проявляющийся в выборе общего направления: гуманитарного, математического или естественного или конкретной дисциплины.

    Отдельное внимание уделяется личным качествам и особенностям характера. Для успеха в профессии отдельное значение имеют:

    Тип мышления – аналитическое, логическое, образное, ассоциативное;

    Темперамент – сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик;

    Готовность к коммуникации на уровне нейронных связей – интроверт или экстраверт;

    Скорость мышления;

    Быстрота умственных и физических реакций;

    Скорость выработки новых рефлекторных дуг и ассоциаций;

    Внимательность;

    Аккуратность;

    Педантичность;

    Активность;

    Ответственность;

    Амбициозность;

    Харизматичность;

    Обаятельность;

    Тактичность;

    Эрудированность.

    Для ряда технических и рабочих специальностей важна тяга к выполнению монотонных трудовых операций, творческим профессионалам не обойтись без общей эстетики и чувства прекрасного, креативности, нестандартного мышления, стремления к эпатажу и всеобщему признанию.

    Также среди внутренних факторов отдельным блоком выделяют состояние здоровья и уровень физической подготовки. Поступающие в ведомственные вузы Министерства обороны, МЧС, МВД и факультеты, связанные с правоохранительной деятельностью или спортом, в качестве дополнительных вступительных испытаний сдают спортивные нормативы по:

    Бегу;

    Плаванию;

    Подтягиваниям;

    Прыжкам;

    Отжиманиям;

    Гимнастике.

    Считается, что внутренние факторы в первую очередь стоит учитывать при выборе профессии. На многие из них невозможно повлиять, но можно выявить сильные стороны и сделать упор на развитие заложенных природой талантов и способностей.

    Стадии процесса профессионального самоопределения

    Профессиональное самоопределение – избирательное отношение индивида к профессии и специальности, определяющие выбор вектора профессиональной подготовки и развития.

    Стадии:

    1. Осознание личных предпочтений, талантов, способностей и интереса. Помогают психологические тестирования, использование метафорических и ассоциативных карт, достижения в изучении определенных дисциплин, хобби.
    2. Определение социально-экономических характеристик профессии, учет внешних факторов, влияющих на выбор специальности.
    3. Актуализация самоопределения.
    4. Формирование системы ценностных ориентаций.
    5. Моделирование будущего в жизни и профессиональном развитии.
    6. Построение эталона в виде идеального образа профессионала.

    Стадии по Гинзбургу:

    1. Стадия фантазии – у ребенка до 11 лет, связанна с воображением будущей профессии;
    2. Гипотетическая стадия – до 17 лет, объединение желаний и ценностей с реальными параметрами труда и материальной составляющей;
    3. Реалистическая – после 17 лет, основанная на глубоком изучении характеристик специальности, с учетом экономических, социальных показателей, особенностей должностных обязанностей, преимуществ и недостатков работы.

    Как надо делать выбор

    Лайфхаки по выбору профессии:

    В первую очередь необходимо учитывать собственные предпочтения и пожелания;

    Перед принятием решения рекомендуется пройти профориентационное и личностное психологическое тестирование;

    Стоит учитывать советы учителей, родных и друзей, но делать выбор опираясь на собственные ощущения и интуицию;

    Владение информацией об особенностях профессиональной деятельности снижает риск ошибок, связанных с романтическим и детским отношением к специальности.

    Рекомендуется изучать профильные статьи о современных и востребованных профессиях, посещать мероприятия по профориентации, дни открытых дверей и пользоваться любой возможностью погрузиться в профессиональную среду в рамках стажировки или экскурсий на производство.