Учитель-дефектолог рекомендует

ГРАФИК КОНСУЛЬТАЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ
ПУНКТА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (ПКПП)
на 2023/2024 учебный год

Ф.И.О 
учителя-дефектолога

День проведения консультации

Время проведения 
консультации

Группа лиц, для которой проводится консультация

Место проведения консультации

Лишанкова
Лидия Валерьевна

1-ая среда
месяца

12.00-12.30 Законные представители учащихся кабинет №9

2-ая среда
месяца

12.00-12.30

Учащиеся, не зачисленные в ПКПП

кабинет №9

3-я среда
месяца

12.00-12.30

Педагогические работники

кабинет №9

Евдокимова
Марина Сергеевна

1-ый понедельник
месяца

12.00-12.30 Законные представители учащихся кабинет №4

2-ой понедельник
месяца

12.00-12.30

Учащиеся, не зачисленные в ПКПП

кабинет №4

3-ий понедельник
месяца

12.00-12.30

Педагогические работники

кабинет №4

Правила грамотной речи ребёнка

В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день эта проблема остается нерешенной и многие дети нуждаются в помощи (педагогов, логопедов, психологов). В процессе комплексного обследования речевого развития детей, лишь у единиц определяется норма речевого развития. Нарушения развития речи затрудняют общение ребенка, как со взрослыми, так и со сверстниками. Это требует пристального внимания педагогов и родителей к проблеме речевого развития.

развернуть

Какую речь чаще всего мы слышим у наших детей?

1.Плохая дикция (нарушение в произношении звуков, слогов, слов, фраз).

Причины:

-Артикуляция смазанная, вялая.

-Слабое речевое дыхание.

-Нарушен фонематический слух.

  1. Скудость речи. Маленький словарный запас.
  2. Односложная речь, которая состоит только из простых предложений (еще ее называют "ситуативная" речь). Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение.
  3. Речь, в которой избыток сленговых слов, применение нелитературных выражений и слов.
  4. Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ, если это нужно и к месту.
  5. Неспособность выстроить монолог: к примеру, описательный или сюжетный рассказ на конкретную тему, пересказать полученный текст своими словами.
  6. Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования.
  7. Отсутствие культуры речи: неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и и т. д.(голос в основном тихий, не эмоциональный, с замедленным или наоборот ускоренным темпом речи).

Исходя из этих проблем в речевом развитии детей, можно выстроить свод правил грамотной речи ребенка.

Одним из основных условий для овладения этими правилами, для детей, является их наглядность и простота исполнения. Подражание сказочным героям и активное участие в игровой ситуации должно способствовать быстрому усвоению и принятию детьми речевых правил, и, как следствие, развитию речевой коммуникации.

 

Правила речи для детей:

  1. Говори всегда четко, внятно и неторопливо.
  2. Говори всегда на выдохе.
  3. Знакомься с новыми словами и запоминай их.
  4. Говори всегда правильно.
  5. Говори плавно и напевно.
  6. Прежде подумай – потом говори.
  7. В конце каждого предложения делай паузу.
  8. Длинные предложения дели на части.
  9. При разговоре спокойно смотри на собеседника.

 

Только регулярные, ежедневные занятия и  системный подход могу гарантировать результат и эффективность в  развитии правильной, грамотной  речи ребенка.

свернуть

Что такое дискалькулия?

У детей неспособность к математике встречается гораздо чаще, чем дислексия – неспособность научиться читать. Почти 6% детей не способны понимать математические символы. Таким образом, распространенность дискалькулии - неспособности научиться считать - оказалась куда выше, чем у дислексии: нарушения чтения в среднем встречаются только у 2,5 - 4,3% детей. Дети с дискалькулией совсем даже необязательно имеют отставание в психоэмоциональном развитии, просто они нуждаются в специальном обучении по аналогии с детьми, страдающими дислексией, и могут добиться значительных успехов.

развернуть

Дискалькулия – это специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных школьных и дошкольных возрастах. Причина дискалькулии заключается в слабости обработки зрительной информации, не сформированности высших психических функций - внимания, памяти, абстрактно-логического мышления. Часто отмечается неустойчивое поведение детей на фоне социального неблагополучия и педагогической запущенности. Как правило, дискалькулии сопутствует проблема с правописанием и почерком (дисграфия). Навыки чтения и письма при этом могут быть относительно устойчивыми.

Симптомы специфической дискалькулии выражаются в трудностях:

  • понимания разрядного строения числа и понятия числа;
  • понимания внутреннего состава числа и связи чисел между собой;
  • понимания левого и правого компонентов числа, значения нуля;
  • перечисления и выстраивания автоматизированных цифровых, особенно порядковых, рядов;
  • выполнения элементарных вычислительных действий (сложение, особенно с переходом через десяток, вычитание, деление, умножение);
  • распознавания числовых знаков, правильной записи их в клетках, трудности даже в копировании цифр и геометрических фигур, почерк неразборчив, числа не на своих местах или выстроены не по порядку;
  • соотнесения чисел в арифметическом действии; заучивания таблицы умножения;
  • решения задач, требующих понимания смысла и нескольких логических операций с удержанием в памяти определённых действий;
  • ребенок не может перебрать ряд способов решения в уме, ему нужны визуальные примеры и наглядные пособия, а также четко и конкретно сформулированное условие задачи;
  • зрительно-пространственного восприятия связи числа с вербализацией процесса счета;
  • раскрытия математического содержания схем и картинок, подводящих к правильному ответу;
  • выполнения усложненных логико-абстрактных действий, включаемых в алгебру, геометрию, тригонометрию, физику и прочие проблемы бытового характера, связанные с точным математическими действиями - посчитать, собрать, уменьшить, увеличить;
  • проблемы с ориентацией в пространстве: эти дети плохо ориентируются в пространстве, не могут, например, из ряда игрушек взять ту, что посередине, постоянно ошибаются в указании направления – вверх, вниз, право и лево, вперед, назад, снаружи, изнутри, в глубине, позади и т.д.

Проблемы с временными рамками: ребенок не справляется с временными рамками, плохо понимает, сколько длится час или минута.

Наблюдаются трудности в определении местонахождения частей целого предмета при рисовании: в рисунках ребенка с нарушенными математическими способностями человек выглядит несоразмерным – некоторые части тела непропорционально велики, малы или вообще пропущены.

Что делать, если вы видите у своего ребёнка или учащегося подобные проблемы? Не медлить, обратиться к специалистам, а затем, под их руководством, заниматься коррекцией.

свернуть

Дети не делятся. Рекомендации для родителей "Как помочь своему ребёнку стать добрее к "особым" сверстникам"

Как сформировать культуру общения с «не такими, как все»? Самое главное - принять для себя решение: «Я буду воспитывать в своём ребёнке адекватное отношение к «особенным» людям и буду расти и развиваться вместе с ним в этом направлении. Возможно, будет не очень просто, но я справлюсь, ведь моя материнская задача – заложить в ребёнке основы милосердия и сострадания».

развернуть

 

Теперь приступаем к действиям:

  • Начните с ребёнком беседу об «особых» детях с того, что их не стоит бояться. Несмотря на отличие, они такие же обычные дети. Просто в силу обстоятельств им нужно больше внимания и деликатности в общении.
  • Расскажите своему сыну или дочке, как вести себя при виде ребёнка с заболеванием. Например, невежливо рассматривать его, а уж тем более показывать пальцем. Не готов подойти – просто не обращай внимание.
  • Познакомьтесь с семьёй, где растёт ребёнок с особенностями в развитии, чтобы дети быстрее начали общаться. Подобный опыт пойдёт вашему ребёнку на пользу: он научится видеть и понимать трудности другого. А значит, уже не обидит «особого» ребёнка ни словом, ни жестом.

Правда, нет ничего сложного? А ведь так мы можем изменить ситуацию вокруг, сделать наш мир добрее … .

 

свернуть

Почему у ребёнка плохой почерк?

Часто плохой почерк – явление диагностическое и  о состоянии здоровья говорящее.

развернуть

 

Итак, какой почерк принято считать плохим:

- неразборчивый;

- с разным наклоном и высотой букв;

- слишком мелкие и слишком размашистые буквы;

- неравномерность нажима;

- несоблюдение строки.

- лишние закорючки и крючки – нарушение стиля письма;

К стилю письма, пожалуй, можно быть полояльнее – если буквы читаемые и написаны принципиально верно, на индивидуальный характер письма ребёнок имеет право.

Что же мешает ребёнку писать красиво?

Возможные физиологические причины:

- тонус руки – гипо- или гипер- (а также состояние тонуса в плечевом отделе);

- суставы пальцев (если они гипермобильны – имеет необычно большой диапазон движений, то удерживать ручку сложно; тогда рекомендуется писать мягким карандашом или ручкой с жирными чернилами);

- спазм большой грудной мышцы;

- дислексия и дисграфия (следствие нарушения зрительно-пространственной деятельности, что может быть вызвано неоптимальной работой затылочного и теменного отделов мозга; сбой происходит, в том числе, из-за нарушения венозного и артериального кровотока).

Как раз если ребёнок при письме выходит за границы строчки – это один из признаков зрительно-пространственной ориентации. Многократное переписывание не поможет.

Нужна нейрокоррекция.

  • Когда ведущий глаз левый, а рука правая (и наоборот) почерк неизбежно будет плохим. И нельзя сказать, что это острая проблема, которую нужно «лечить». Но как минимум, можно выяснить, почему мозг пошел по такому не совсем простому пути.
  • Повышенное утомление. По почерку видно: когда начинается аккуратно, а дальше сыпется. Первый сигнал – пересмотреть режим ребёнка.
  • Нарушение планирования (фронто-таламические пути) влияют на почерк.
  • Если у ребёнка СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), у него отмечается общая неловкость, которая распространяется и на такие моторные навыки, как письмо.
  • Нужно исключить и проблемы со зрением.

Что делать если что-то из этого перечня есть и влияет на качество жизни ребенка и его самооценку?

1.Посетить остеопата.

2. Проверить сосуды и сделать ЭЭГ.

3.Заниматься нейрокоррекцией. Важно и для профилактики, для подготовки к письму: глазодвигательные упражнения, тренировка кистей рук, разминка шейно-плечевого отдела.

Почему нужно говорить о профилактике и подготовке к письму? Потому что плохой почерк легче не допустить, чем исправить. Коррекция почерка – это монотонная ежедневная проработка каждого элемента букв. Для этого писать ребенок должен в прописях-тренажерах с частой косой линейкой, за счет нее ребенок привыкает держать угол наклона и ширину букв.

СОВЕТЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ:

  1. Развивать до школы мелкую моторику. Ножницы, шитьё безопасными пластиковыми иглами, игры в песке, с пластилином.
  2. Рисование, штриховка карандашами.
  3. Изготовление поделок.
  4. Следить за процессом адаптации в школе. Чрезмерные требования не по возрасту и нагрузки могут «испортить» почерк. Также, когда ребёнок учится писать, помешать могут даже стрессы в семье.

И еще один важный нюанс: гигиена письма и правильно оформленное рабочее место.

свернуть

Если ваш ребенок левша!

 Большая часть человечества - праворукие, и только 5-12% из всех являются леворукими. Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной леворукости и чем отличаются праворукие и леворукие люди.    Многочисленные исследования особенностей и отличий левшей и правшей, к сожалению, не дают ясного и четкого представления о том, чем отличаются левша и правша по организации высших психических функций. Нет однозначных данных, кто способнее, у кого выше интеллект, для кого характерно творческое мышление, кто более конкретный, а кто абстрактный, кто эмоциональнее и музыкальнее. Как показывает опыт, левши, как и правши, могут быть самыми разными. Есть гениальные левши и гениальные правши. Это еще раз подтверждает, что леворукость- индивидуальный вариант нормы.

развернуть

 

      Адаптация леворуких детей к школе проходит сложнее, длительнее. Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.

Для правильной позы при письме необходимо:
- сидеть прямо;
- опираться спиной на спинку стула;
- не касаться грудью стола;
- ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;
- туловище, голову, плечи держать ровно;
- обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

Работа с тетрадью

Ребёнок должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху. Свет при письме падает справа.

Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку:

1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой. Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно.

Советы родителям леворуких детей:

- никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости;
- следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка;
- не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом - переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья;
- леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим;
- успехи ребёнка напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.

 

свернуть

Как привить ребенку интерес к чтению?

 

СОВЕТ №1

Он рассчитан на детей, которые читать умеют, но не любят. Чтобы заинтересовать ребёнка, родители читают ему книжку, внезапно останавливаясь на самом интересном месте – нет времени. Дальше ребёнок пытается читать сам, без особого энтузиазма. Тут родители, во-первых, должны похвалить ребёнка за инициативу, во-вторых, помочь ему: он читает одну строчку, родители – две и т.д., постепенно навык чтения прочно закрепляется.

СОВЕТ №2

Однажды ребёнок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где тот всего в двух крупных строчках сообщает ему, что хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то (подарок уже лежит в нужном месте). Ребёнок предполагает игру, но, тем не менее, очень радуется! На следующее утро ещё одно письмо, где про подарок ни слова, а говорится, что Карлсон хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как ребёнок дёргал кошку за хвост. И потому билеты в цирк откладываются. У ребёнка же с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

СОВЕТ №3

Ребёнку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведёт и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребёнок получает в ознаменование радостного момента. Чтение – радость и праздник. И это ребёнок должен знать каждый раз, когда берётся за книгу.

    И, конечно, тексты для чтения должны быть интересными, увлекательными, побуждающими размышлять.

свернуть

Как помочь ребенку запомнить буквы

          Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребёнку запомнить их? На первоначальном этапе запоминания букв лучше не углубляться в понятия «звук» и  «буква». Нужно говорить о буквах, произнося их звуками: не «бэ», а «б», не «эр», а «р». При этом  произносить их быстро и кратко. Так ребёнок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги.

развернуть

 

При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, так как при узнавании буквы ребёнок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку.

Придумывая с ребёнком слова с заданным звуком, называйте несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким-либо определенным предметом.

Тренироваться выделять первый звук в слове лучше начинать со слов, где гласные «а», «о», «у», «э» в начале и под ударением (Аист, Ослик, Утка, Эхо и так далее), позже можно попробовать выделять согласные,  не участвующие в слоге-слиянии (к-ро, т-рактор и т. п.).

Игры, способствующие запоминанию букв

1. Игра «Покажи букву» / Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела. Выложить букву из любого материала:  шнурков, ленточек, проволоки, счётных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камешков, карандашей,  лапши, конфет, сушек. А ещё можно слепить из пластилина, солёного теста и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.

2. Игра «Найди и назови букву» / Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребёнка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы, похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» - на ворота. Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.

3. Игра «Архитектор» / Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребёнок пусть её раскрасит. Каждую карточку разрезать на 2-4 части  и перемешать, а ребёнка попросить сложить букву и назвать её.

4. Игра «Дорисуй букву» / Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.

5. Игра «Узнай букву» / Ребёнок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.

6. Игра «Что неправильно» / Ребёнок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.

7. Игра «Найди и подчеркни» / Предложите ребёнку найти и подчеркнуть (обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры  ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным.

8. Игра «Алфавитный  дартс» / Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать её.

9. Игра «Магнитная азбука» / Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай букву», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово?» и другие.

10. Обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски  также помогают запоминать буквы.

 

свернуть

В 6 или в 7? Во сколько лет нужно отправлять ребенка в школу?

  

Сначала по порядку. Что в речевом плане должен иметь и уметь ребенок 6-7 лет. Это минимум:

- правильно произносить ВСЕ звуки родного языка;

- выделять звук в начале, середине и в конце слова (выполнять звуко-буквенный анализ);

- иметь достаточный словарный запас (ребенок без труда может выразить мысль, описать предмет или явление, задать вопрос);

- рассказывать знакомую сказку и составлять рассказ по картинке;

- владеть интонацией и уметь передавать интонационно разные чувства.

Если с этим есть проблемы – не теряйте время, занимайтесь с логопедом!

       Итак, о готовности к школе … . В шесть или в семь отдавать ребенка в школу?

      Всех детей по степени их готовности к школе можно условно разделить на четыре группы:

  1. Дети психологически готовые к школе: по всем параметрам они проходят на высокий и средний уровни развития. НО! У них есть отклонения в соматическом и нервно-психическом здоровье. Есть ряд противопоказаний для похода в первый класс, с которыми врачи спорить не советуют – лучше пролечить до школы:

- наличие хронических соматических заболеваний уха, горла, носа;

- органов пищеварения;

- сердечно-сосудистой системы;

- дыхательных путей;

- нарушение опорно-двигательного аппарата;

- наличие признаков нервозности.

Если это не исправить, первоклашке придется непросто: высокая утомляемость, пониженная активность, раздражительность, тревожность, невнимательность, неусидчивость, плаксивость. Сюда же – головные боли, плохой аппетит, аллергические реакции, частая заболеваемость.

  1. Дети физически здоровые, но  уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе у них недостаточный. Проявления: нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации, недостаточная организованность, неумение общаться, низкий уровень развития речи, ограниченность кругозора, низкая познавательная активность.

        Вы можете за этим понаблюдать и сами в свободном общении и во время игр с ребенком. Что выдаст неготовность к школе?

- у ребенка отсутствует интерес к учебным занятиям и он отдает предпочтение игровой деятельности;

 - у ребенка не получается нормального взаимодействия со сверстниками: его постоянно обижают, он беззащитен, замкнут, чрезмерно застенчив или наоборот, сам является источником конфликтов, все делает назло, не способен к сотрудничеству;

- ребенок не организован, не умеет вести себя в группе, соотносить свои действия с действиями других детей, легко забывает о поручениях;

- у ребенка проблемы с речью (нарушенное звукопроизношение, бедный словарный запас, не может правильно грамматически построить предложение).

  1. Дети, у которых не сформированы психологические и психофизиологические предпосылки к обучению. Недостаточно сформированы интеллектуальные умения: смотреть и слушать, воспринимать и логически перерабатывать информацию, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать.

       Недоразвитие произвольного внимания, слабая произвольная деятельность проявляется в неумении сосредоточиться при выполнении учебных и игровых заданий, удержать поставленную задачу, довести ее до конца, самостоятельно найти и исправить ошибки. Недостаточный уровень развития мелких мышц руки можно проследить в трудностях работы руками, с карандашом, ножницами, пластилином и, как следствие этого - плохое качество рисунков и поделок ребенка.

  1. Дети готовые к обучению в школе по всем трем параметрам: физического здоровья, социальной и психологической готовности.

        В норме это происходит к 7 годам. Бывает, что ребенок относится к этой группе и в шесть лет. Но подтвердить это с уверенностью может качественная нейродиагностика и квалифицированный психолог.

свернуть

Инклюзивное образование. Что это такое?

У них нет рук…  А  у нас есть, и, видимо, поэтому мы все реже протягиваем друг другу руку помощи. Они остро нуждаются в слуховых аппаратах. Зато мы — люди слышащие – иногда не способны услышать, как стучит чье-то обиженное сердце. Некоторым из них так нужен поводырь… А мы, зрячие, так мастерски умеем закрывать глаза на чужую боль. Порой они сжимаются под нашими жалостливыми взглядами, но ведь и жалостью можно ужалить. Они — это ЛЮДИ с НЕОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

развернуть

 

    Отношение к людям с особенностями развития, степень их участия во всех сферах жизни определяют уровень цивилизованности общества и уровень его образованности. За рубежом существуют богатый теоретический и практический опыт совместного образования особенных и обычных детей. Количество детей, которым необходима помощь профессионалов, растёт с каждым годом. В Республике Беларусь по данным 2014 года каждый 7-ой ребёнок – это ребёнок с особенностями в развитии. Поэтому у нас в стране  давно стала актуальной проблема разработки  такой модели образования, которая бы позволила особенным детям развиваться не изолированно от сверстников,  а успешно  социализироваться.

    Такую возможность даёт инклюзивное образование.  Буквальное значение  этого слова  - «включение». Включение особенных детей в жизнь общества, в жизнь школы, класса.

  Инклюзивное образование – это обучение и воспитание, в процессе которых особые образовательные потребности всех обучающихся удовлетворяются в учреждениях основного и дополнительного образования при создании в них соответствующих условий и наиболее полном включении в совместный образовательный процесс всех обучающихся.            

Инклюзивное (включающее) образование базируется на 8 принципах:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

     В Республике Беларусь разработана Концепция развития инклюзивного образования (2015 – 2020). Она направлена на решение следующих задач:

  • определение основных целей, принципов развития инклюзивного образования;
  • совершенствование нормативных, правовых, организационных, финансовых, информационных механизмов осуществления инклюзивного образования;
  • привлечение к реализации этих идей общественных объединений, родительской общественности;
  • проведение исследований в области развития инклюзивного образования и обеспечение широкого внедрения их результатов в практику;
  • создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей всех обучающихся;
  • усовершенствование научно-методического и  учебного обеспечения всех категорий обучающихся;
  • обновление содержания, форм и методов работы с различными категориями учащихся с особыми образовательными потребностями;
  • подготовку и развитие кадровых ресурсов инклюзивного образования.

     Инклюзия может быть полезной для всех её участников.  Для детей-инвалидов и детей, испытывающих трудности в обучении, это означает обучение в обычных школах и классах наравне со сверстниками, не являющимися инвалидами.  Для обычных  детей и взрослых это означает более богатый и полезный учебный опыт.  Здоровые сверстники становятся толерантными.  Пониженная дискриминация  ведёт к более миролюбивому обществу. Школы и учителя внимательнее реагируют на потребности каждого ученика. Инклюзия  вовлекает в процесс разнообразные ведомства, программы и действующих лиц, а значит, предполагает непрерывный поток услуг.

Правила инклюзивной школы:

  1. Все учащиеся равны в школьном сообществе.
  2. Все учащиеся имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня.
  3. У всех учащихся должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
  4. Планируется и проводится эффективное обучение.
  5. Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников.
  6. Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого учащегося.
  7. Семьи активно участвуют в жизни школы.
  8. Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.

«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить» (Жан Ванье «Из глубины»)

 

свернуть

Памятка для учителей начальных классов "Выявление обучающихся с нарушениями речи"

Рекомендации учителя-дефектолога по выявлению обучающихся группы риска по школьной дезадаптации, связанной с нарушениями речи.

развернуть

 

Нужна помощь учителя-дефектолога! 

Обратите внимание, если:

  • отсутствуют пропуски между словами и предложениями;
  • не соблюдаются границы полей и правила переноса;
  • зеркальное письмо;
  • повторение одной и той же буквы в слове («пироп» вместо «пирог»);
  • замена букв (б-д, х-ж, и-у, т-п);
  • ошибки в ударных слогах;
  • пропуск букв, недописывание слов, перестановка слогов;
  • забывание редко встречающихся или прописных букв;
  • нечитаемый почерк, слишком мелкий или крупный, резкое колебание почерка.

Вы можете помочь!

  • Не торопите неуспешного ребенка, если не успевает со всеми, давайте задание на карточке.
  • Постарайтесь, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность.
  • Воздержитесь от эмоциональных пометок в тетрадях и дневниках.
  • Лучше лишний раз похвалить за то, что получается хорошо.
  • Положительные эмоции - важный стимул.
  • Сравнивайте ребенка с ним вчерашним, а не с другими детьми. Например, в прошлом диктанте было 15 ошибок, а сегодня только 10. 

                                                                              Желаю успехов!

 

свернуть

Толерантное отношение к лицам с особенностями психофизического развития

Формирование толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития

«Если я чем-то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

          За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к лицам с особенностями психофизического развития (ОПФР). Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как равнодушие, ненависть и агрессия, так и примеры доброты, заботы, милосердия. Только одно не встречалось в тех отношениях – сотрудничества на равных условиях.

      Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в граниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию.

       Но наряду с указанными, существует ещё и проблема негативного отношения к детям с ОПФР со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества их образования.

        В связи с этим, одной из центральных задач  по отношению к детям с ОПФР является формирование педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. А также воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОПФР.

         Преимущества интеграционной системы для личности и когнитивного развития как учащихся с ОПФР, так и учащихся без подобных ограничений:

преимущества социального характера:

  • развитие самостоятельности всех учащихся через предоставление помощи;
  • обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта учащихся;
  • развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;

преимущества психологического характера

  • исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;

преимущества медицинского характера:

  • подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;
  • исключение социальной изоляции учащихся, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

преимущества педагогического характера:

  • рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)
  • активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации.

         Включённость учащихся с ОПФР  в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает их адаптационные возможности.

        В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции учащихся с ОПФР в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

свернуть

Почему нельзя торопиться с изучением букв у детей с нарушениями речи?

Чтение – это воссоздание звуковой формы слова на основе его буквенного, причем символического изображения. Формируется чтение на базе устной речи, то есть буквы придуманы для обозначения звуков речи, а не наоборот! Учить ребенка чтению можно, начиная с 4-х лет, но при двух непременных условиях: наличии интереса и правильном произношении всех звуков речи. Ребенок, говорящий МАСА МЫЛЯ ЛЯМУ, вместо МАША МЫЛА РАМУ, так и прочтёт, следовательно – вместо чтения мы получим стойкое закрепление дефектов произношения.

развернуть

 

     К 4-5 годам ребенок с нормальной речью, овладевает правильным произношением и лексико-грамматической системой родного языка. Дошкольник без речевых нарушений, не изучая правил, избегает многих ошибок при чтении и письме, так как у него есть развитое фонематическое восприятие, чувство языка, значительный речевой опыт. Его практические обобщения и представления о языке формируются в ходе естественного развития.

ЧТО НЕОБХОДИМО детям с нарушениями речи, чтобы начать правильно читать и писать?

  • Развитое фонематическое восприятие (позволяющее не смешивать между собой звуки речи).

  • Чистое произношение (позволяющее определенную букву однозначно соотносить со звуком).

  • Навыки звуко-слогового анализа и синтеза (позволяющие сливать звуки в слоги и слова, раскладывать слова на слоги и звуки). Причем, помним, что звуковой анализ должен предшествовать звуковому синтезу!

  • Достаточный словарный запас (позволяющий соотносить услышанный звукокомплекс с конкретным объектом или явлением).

  • Знание грамматических закономерностей родного языка (чтобы уловить грамматическое значение в читаемом тексте или передать его на письме).

  • Навыки планирующей, исполнительской и контрольной деятельности (для самостоятельного письма).

  • Графические навыки (развитая мелкая моторика и зрительное восприятие).

И только потом (не на первом месте) ЗНАНИЕ БУКВ!

 

 

 

 

свернуть

Рекомендации учителям - предметникам классов интегрированного обучения и воспитания по организации образовательного процесса с учащимися с особенностями психофизического развития

- Учителям необходимо постоянно подвергать свою деятельность анализу, вести поиски обновления методов, приёмов обучения и воспитания, внедрять приёмы дифференцированного обучения.

- Систематически проводить индивидуальную работу с учащимися с особенностями психофизического развития (далее-ОПФР):

  •       дополнительные занятия;
  •       профилактические беседы с учащимися и законными представителями;
  •       построение работы на диагностической основе.

- Классным руководителям использовать активные формы работы для формирования коллектива и самопознания учащихся, использовать разнообразные методы поощрения. Корректировать план воспитательной работы с учётом данных психолого-педагогической диагностики.

- Учителям на уроке осуществлять самоконтроль:

  • не увлекаться быстрым темпом подачи материала, т. к. у учащихся с ОПФР замедленно протекание нервных процессов;
  • шире использовать положительное эмоциональное подкрепление;
  • уделять особое внимание организации учебного процесса (готовность учащегося с ОПФР к учебному занятию, правильность оформления тетради,  разных видов работ, требования к ведению дневника).

- Учитель-предметник должен помнить, что урок в интегрированном классе должен быть с частой сменой видов деятельности.

- У учащихся с ОПФР не должна превышаться норма письма, главная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.

 

свернуть

Эмоциональный интеллект ребёнка

  От того, насколько ребёнок понимает и контролирует свои чувства, во многом зависит его будущее. Понятие «эмоциональный интеллект» было выделено психологами относительно недавно. Им обозначают компетентность ребёнка в необъятном мире эмоций. В первую очередь, это способность во всей полноте оценивать свои чувства, управлять ими для собственной пользы и без вреда для окружающих.

развернуть

   

    Задачи сложнейшие! Особенно, если вспомнить наше недавнее прошлое. В течение многих лет ребенка удерживали от излишней демонстрации эмоций. Социальная модель общества загоняла в подполье открытость естественных детских проявлений: нельзя показывать, что тебе плохо, не надо слишком бурно демонстрировать свою радость. Проявлять растерянность и вовсе недопустимо – это признак слабости, а в обществе нужно быть сильным. Однако, заглушаемые чувства никуда не деваются, они неотъемлемая часть личности! Постепенно наши дети переставали понимать, что именно они испытывают, как к этому относиться, начинали считать себя плохими, если их захватывали слишком бурные эмоции.

     Современная психология и дефектология признают, что общаться, понимать и принимать другого человека – очень сложная задача. На пути социального развития ребёнку предстоит переоценить установку природы, заложенную в каждом живом существе: «чужой – значит опасный». Принять, что есть «опасные незнакомцы», но они встречаются крайне редко! Да, в современном мире правила общения изменились, однако инстинкт остался, и он диктует ребёнку проявлять повышенную осторожность, не сразу раскрываться перед другими детьми и взрослыми.

    Поэтому педагогам и родителям, заботящимся об эмоциональном благополучии ребёнка, можно посоветовать  учить его  общаться «вживую», а не по скайпу, стараться понимать чувства и желания окружающих, соотносить их со своими, сочувствовать попавшим в беду, по возможности помогать и, при необходимости, уметь попросить о помощи!

свернуть

Памятка для родителей "Организация занятий с детьми по заданию учителя-дефектолога"

Организация занятий с детьми по заданию учителя-дефектолога

развернуть

 

  • Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.
  • Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  • Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
  • Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
  • Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию речи.
  • Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

 

свернуть

Развлечение вместо поучения (рекомендации для родителей)

 

Развлечение вместо поучения или как позитивно общаться с детьми

 

  1.  Вместо раздражённого: «Пошли скорее, сколько    тебя   ждать?!», скомандовать: «На старт, внимание…  марш! Побежали!».
  2.  Вместо угрожающего: «Ешь, иначе не получишь десерт!», обрадовать: «После того, как исчезнет эта крохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное».
  3. Вместо грубого: «Убери за собой!», произнести мечтательным голосом: «Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе…».
  4. Вместо рассерженного: «Не мешай!», сказать: «Иди, поиграй немного сам. А когда я  освобожусь, мы устроим маленький праздник!».
  5. Вместо недовольного: «Не капризничай, твоя любимая футболка в стирке, надевай ту, которая есть!», примерить другую: «Смотри-ка, а вот родственница твоей любимой футболки. Давай ее наденем?».
  6. Вместо риторического: «Ляжешь ты, наконец, спать!», поинтересоваться: «Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?».
  7. Вместо бессильного: «Чтобы я никаких «не хочу» не слышала!», неожиданно закричать: «Ой, смотри, капризка прибежал! Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!».
  8. Вместо нудного: «Сколько раз повторять?!», сказать таинственным шёпотом: «Раз-два-три, передаю секретную информацию… Повтори, как слышал?».
  9. Вместо поучительного: «Руки помыл?», предложить: «Спорим, что вода с твоих рук потечёт чёрная?».

Удивительно, что стоит заменить привычные замечания новыми словами и меняется всё – интонация, ваше настроение, реакция ребенка. Меняется в лучшую сторону. Не верите? Попробуйте!

свернуть