Помощь лицам с нарушением зрения

    Основные потребности

    Помощь при:

    • входе в здание и выходе из здания;
    • ориентации внутри здания;
    • составлении письменных обращений (документов);
    • самообслуживании.

    Особенности взаимодействия

    Для обозначения факта обращения к незрячему человеку необходимо просто дотронуться до его плеча и (или) назвать его (если известно имя и отчество) и предложить ему помощь. Предлагая помощь, нужно встать с противоположной стороны от руки с тростью.

    При общении с такими людьми нужно обязательно первым назвать себя и представить других собеседников (при их наличии). Если необходимо завершить разговор, отойти от невидящего человека, нужно обязательно предупредить его об этом. При уходе необходимо подвести его к ориентиру (например, к стойке регистрации), где он будет чувствовать себя более защищенно и уверенно.

    В случае возникновения проблемы в оказании помощи невидящему человеку, нужно, не смущаясь, попросить его подсказать, как ее оказать, либо пригласить компетентного сотрудника для оказания такой помощи.

    Если человек с инвалидностью по зрению выразил готовность принять помощь и нуждается в сопровождении, следует кратко описать, где вы находитесь. Затем нужно предложить ему взять вас за руку, согнутую в локте, и, держась за нее выше локтя (за предплечье), двигаться чуть позади. Необходимо заранее предупреждать посетителя об имеющихся на пути препятствиях (ступенях, поворотах и других помехах).

    Предлагая такому человеку сесть, не нужно усаживать его, а лишь направить его руку на спинку стула или подлокотник. Не нужно водить по поверхности его рукой, а дать ему возможность свободно потрогать предмет.

    При спуске или подъеме по ступенькам нельзя делать рывков и резких движений.

    Если есть необходимость прочесть что-либо незрячему человеку, говорить необходимо нормальным голосом и не пропускать информацию.

    Когда происходит общение с группой незрячих людей, следует каждый раз называть того, к кому обращаетесь, либо притрагиваться к нему.

    Алгоритм действий специалистов при оказании ситуационной помощи лицам с нарушением зрения

    • Встретьте на улице и откройте входные двери. Окажите помощь при входе в здание
    • Уточните, в какой помощи нуждается посетитель, узнайте цель его посещения
    • Помогите раздеться в гардеробе (при необходимости)
    • Сообщите специалисту, ответственному за оказание помощи людям с инвалидностью при получении услуги и перемещении в здании, о посещении клиента с ограничением передвижения (если обязанности сопровождения возложены на отдельного специалиста)
    • Обеспечьте сопровождение посетителя в здании до окончания его визита
    • При завершении визита сопроводите человека с инвалидностью до выхода.
    • Окажите помощь при выходе из здания