Советы психолога

Школьный конфликт - характерное явление для любой учебной среды

Нерешенные конфликтные ситуации негативно влияют на успешность и активность школьников, нарушают взаимодействие в коллективе, формируют искаженное чувство справедливости у детей на этапе формирования их как личности.

Соответственно, это явление необходимо исследовать и работать с ним.

Существует очень много методов работы на опережение конфликта. Наблюдательный учитель, особенно классный руководитель может отследить определенные противоречия в коллективе и предупредить возникновение конфликтной ситуации.

Беседы с ученическим коллективом, совместные прогулки, работа с группами детей во внеурочное время, иногда - беседы с родителями (они нередко являются катализаторами различных конфликтов). Все это очень эффективной профилактикой.

Самое главное, педагог должен сам давать пример - относиться к каждому ребенку с уважением. Подчеркиваю - к каждому. Представьте, что произойдет, если классный руководитель будет кого-то высмеивать публично. Его примеру начнут подражать ученики.

Другое дело, что так поступают не все учителя, но даже те, кто не принимает в этом участия, обычно нет времени на погружение в проблематику конфликта из-за большой нагрузки.

Безумное количество отчетов, внеклассных мероприятий, проверка тетрадей - все это приводит к тому, что педагоги вмешиваются в ситуацию только в ее финальной фазе, когда уже есть пострадавшие.

Учитель, который видит конфликт, имеет больше узнать о его участниках, попытаться понять, что ими управляет и уже тогда строить стратегию ее решения.

Понимание - это ключ к новым методам работы и действительно эффективных школьных реформ.

Для отработки таких навыков у детей учителя должны обладать различными компетенциями: информационной, коммуникативной, социальной, психологической, моральной, поликультурной и тому подобное.

Трудно выделить что-то одно, потому что приходится каждый раз использовать целый комплекс знаний и умений, чтобы урегулировать ту или иную ситуацию.

Взрослые должны следить за ходом процесса развития конфликта и заблаговременно вмешиваться, не ждать когда он перейдет в стадию травли.

В конце концов, именно в школе дети учатся отстаивать свои права, учатся договариваться, достигать компромисса, относиться к окружающим с эмпатией и тому подобное.

Они должны научиться «конфликтовать» правильно, не превращая это на травлю и унижение других:

- буллинг и конфликт - разные явления.

Конфликт - это симметрия, в нем участвуют две стороны, которые могут влиять на развитие событий.

Буллинг - это не обычная ссора между детьми, а асимметричные отношения, в которых власть и влияние есть только у одной стороны - агрессора.

Агрессор, в данном случае, является коллективным. У него могут быть свидетели, как активные, так и пассивные. Дети, которые наблюдают этот процесс, обычно молчат, даже если понимают, что это плохо. Такая модель поведения продиктована страхом идти против силы инициатора агрессии и потенциально стать его следующей жертвой.

Кроме детей, причиной буллинга может быть и бессознательное поведение учителя. К примеру, когда учитель показывает неравное отношение к ученикам - кто-то постоянно ходит в любимцах, а кто-то всегда "крайним". Таким образом, он дает другим детям определенный посыл: этот ребенок совершает плохо, он не такой, как все.

Особенно это касается младшей школы, где у детей еще недостаточно хорошо развито критическое мышление, и они легче поддаются влиянию, ориентируются на слова и поступки взрослых, в том числе и учителей.

Предвзятое отношение учителя к одному ребенку другие воспринимают как сигнал к действию. Срабатывает система, в которой есть агрессор и жертва. В большинстве случаев ни дети, ни учитель не понимают, что они агрессорами.

С подростками ситуация несколько иная: они более самостоятельны, у них меньше взрослого контроля во внеклассное время, поэтому обычно главным агрессором в таком конфликте один из учеников, которому не хватает внимания дома, и он или она компенсирует этот недостаток в школе за счет нанесения другим (своим сверстниками, младшим ученикам или учителю) вреда - физического, психологического, экономического или вербального.

В общем, можно выделить 4 вида буллинг: физический, поведенческий, вербальный и кибербуллинг.

Физический является наиболее заметным из-за наличия наглядных проявлений - столкновений, ударов, побоев, синяков и царапин. На него учителю проще реагировать, он может прекратить такие проявления сразу.

Словесный буллинг - это глумления, словесные издевательства, оскорбления, запугивания. Одним из примеров вербального травли является обзывание, обращения внимания на физические недостатки. Слова также могут сделать ребенку очень больно.

Идентифицировать вербальный буллинг немного сложнее, чем физический, ведь обычно происходит всех свидетелей - достаточно, чтобы никто этого не услышал.

Поведенческий буллинг заметить очень трудно, в нем применяется тактика изоляции. Ученики начинают игнорировать одноклассника, например, сплоченно вставать, когда тот подходит к столу в столовой, или, наоборот, не давать ему сесть.

Чтобы видеть такие проявления, необходимо быть глубоко погруженным в детский коллектив и понимать процессы, которые бывают настолько завуалированными, что их трудно заметить даже школьному психологу. Это не просто какая-то отдельная ситуация, а отлаженный механизм с обидчиками и жертвой.

Кибербуллинг - это использование оскорбительных действий в интернете.

По статистике, кибербуллинг вредит психике больше, ведь он есть наиболее неконтролируемым процессом. Когда видео ребенка попадает в соцсеть или чат, его может увидеть гораздо больше людей, чем в одном классе.

Такой буллинг выходит за пределы школы и может преследовать ребенка 24 часа в сутки. Дети об этом хорошо знают, и такая травля их пугает и угнетает больше всего.

 

свернуть

Психическое здоровье и позитивное отношение к жизни

Психическое здоровье (ментальное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества.

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

  • осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
  • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Под нормальным психическим здоровьем понимается гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме человека. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики — восприятие, внимание, память и др.

Высокая умственная работоспособность — один из основных показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.

Освещение психологических проблем, возникающих у людей на рабочем месте и информирование о том, как с ними справиться, способствует повышению стрессоустойчивости и улучшению психического здоровья человека.

Рекомендации о том, как быть счастливым на своей работе:

  1. Просыпайтесь раньше – как минимум за час до выхода из дома на работу, насладитесь временем, уделенным только себе перед тем, как начнется напряженный день. Дайте себе время спокойно съесть завтрак, выйти на пробежку или сделать, то, что поможет вам начать ваш день позитивно. Ничто не поможет вам так улучшить свое настроение, как мысль о том, что вы сделали что-то приятное лично для себя.
  2. Хорошо одевайтесь. Когда вы покидаете дом в хорошем настроении и готовы к работе, тогда вы на пути к успешному дню. Хороший внешний вид доставит вам удовольствие. Даже если вы сильно устали от работы, посмотритесь в зеркало, соберитесь и зарядите себя энергией, начав день правильно.
  3. Оставляйте ваши личные проблемы дома. Трудно чувствовать себя счастливым на работе, если вы переживаете ссоры, обеспокоены здоровьем, или озадачены домашними делами, поэтому важно научиться откладывать свои проблемы и стараться их решать в свободное от работы время. Не решайте свои личные проблемы в течение рабочего дня. Если вы будете пытаться решать свои проблемы и одновременно пытаться работать, у вас будет двойной стресс, так как вы будете переживать, как найти время, чтобы делать и то, и другое.
  4. Приходите на работу раньше. Спешка и опоздания минимизируют ваши шансы на удачный рабочий день. Если вы придете на работу поздно, вам все время будет не хватать времени. Поэтому рекомендуем выходить из дома пораньше.
  5. Здоровайтесь с коллегами, когда приходите на работу. Как только заходите в дверь поприветствуйте как можно больше коллег перед началом рабочего дня. Так вы почувствуете прилив энергии. Вы можете нервничать, спешить или просто быть раздраженным, но изоляция себя от коллег не принесёт удовольствия от работы. Вместо этого, будьте дружелюбны, даже если ваше настроение совсем не такое.
  6. Организуйте свое рабочее место в своем вкусе.  Работодатель обеспечивает минимальные условия труда, необходимые сотруднику, а ваша задача – обеспечить себе максимальные комфорт и удобство. При организации своего рабочего места имеет значение все: цветовое решение, эргономика, детали и даже стул, на котором вам приходится сидеть по несколько часов в день. И здесь имеет смысл побороться за свои удобства. Окружите себя приятными мелочами: яркие детали, личные вещи, фото любимого человека, если, конечно, это не исключается правилами компании. Частичка домашнего уюта дает человеку чувство защищенности и психологического комфорта.
  7. Завершайте простые задачи как можно быстрее. Если это возможно, сразу выполняйте задания, которые от вас требуют. Помните, что любое законченное дело приносит чувство завершенности, и, как следствие, удовлетворение от работы.
  8. Гордитесь своей работой. Какую бы работу вы не выполняли, гордитесь тем вкладом, который вы делаете. Даже если вы думаете, что большинство вашей работы монотонно, найдите что-то, чем можете гордиться.
  9. Будьте физически активны на работе. Даже если вы постоянно сидите за рабочим столом или стоите в одном положении, есть множество упражнений, которые помогут вам повысить физическую активность во время рабочего дня. Это зарядит вас энергией и улучшит самочувствие. Вы можете ходить на работу пешком вместо транспорта, подниматься по лестнице вместо лифта, заходить в кабинет сотрудника, чтобы задать вопрос, вместо того, чтобы позвонить по телефону.
  10. Приведите в порядок свое рабочее место. Все вещи на вашем рабочем столе должны быть аккуратно сложены, так, чтобы вам не приходилось тратить свое время на поиск того или иного документа. Настольный ящик для документов поможет вам распределить ваши задачи на сегодня, на неделю, до конца месяца. Выделите всего 10 минут в день на организацию своего рабочего места, и вы почувствуете, насколько легче Вам будет получить удовольствие от работы.
  11. Делайте перерывы. Если хотите быть счастливее на своем рабочем месте, вам нужно периодически отвлекаться от работы. Исследования показывают, что очень важно делать небольшие перерывы каждый час: отойдите от своего компьютера или любой другой задачи, которой занимаетесь в данный момент, дайте отдых глазам, потянитесь, прогуляйтесь. Выход время от времени на свежий воздух поможет вам чувствовать себя счастливее на протяжении рабочего дня.
  12. Избегайте многозадачности. Если вы думаете, что выполняя несколько задач одновременно, вы сможете закончить свою работу быстрее, вы ошибаетесь. Это только замедлит вас. Если вы закончите свой рабочий день, бросив недоделанными все задания, у вас будет большее чувство незавершенности по сравнению с тем, как если бы вы закончили несколько заданий. Хорошо помогает составление списка дел в начале рабочего дня и дальнейшее вычеркивание завершенных дел из него.
  13. Держитесь подальше от группировок. Особенно важно избегать групп между сотрудниками: негатив будет уменьшать вашу энергию, блокировать радость и позитивные мысли. На работе будьте дружелюбны со всеми, вместо того, чтобы присоединиться к группе из трех-четырех человек и отдалиться от других. Постарайтесь поддерживать хорошие отношения со всеми, независимо от социального статуса и положения на служебной лестнице и ваша радость от пребывания на работе увеличится.
  14. Не пренебрегайте временем, предназначенным для приема пищи. Используйте время своего обеда для отдыха и приема пищи, а не для работы. Это даст вам энергию для дальнейшей деятельности. В течение дня балуйте себя легкими и здоровыми перекусами: фрукты, орехи, несладкий йогурт и т.д. Они поднимут вам настроение и повысят эффективность труда.
  15. Улыбайтесь! Даже если вы чувствуете себя раздраженным и несостоявшимся на своем рабочем месте, постарайтесь улыбаться! Доказано – это улучшает настроение и помогает чувствовать себя счастливее. Если вы всем недовольны, постоянно жалуетесь или негативно высказываетесь своим коллегам, вы гарантированно станете чувствовать себя еще хуже.
  16. Найдите смысл в своей работе. Один из важных способов почувствовать себя счастливее на работе ― найти в ней смысл. Если вы с трудом находите смысл, то ваша работа будет наполнена скукой и монотонностью, а это утомляет.
  17. Думайте о тех людях, которым вы нужны. Когда вы расстроены на работе, сделайте небольшой перерыв и вспомните о тех людях, которым вы помогаете или которые зависят от вас. Подумайте, что произойдет, если вы не явитесь на работу. Кто-то может от этого пострадать или не будет знать, что ему делать. Напоминайте себе о том, насколько вы ценны каждый раз, когда вам в душу начнут закрадываться сомнения по поводу вшей работы.
  18. Вознаграждайте себя за хорошо выполненную работу. Важным является не только   ваша продуктивность, но и ваше психологическое здоровье. Если вы хотите быть счастливыми на работе, делайте себе небольшие подарки за успешные рабочие дни. Найдите те моменты, которые вас мотивируют быстро и качественно окончить работу и пользуйтесь ими как подарками после завершения трудных задач. Вознаграждения также обеспечат вам ожидание чего-то необычного на протяжении трудного дня, и вы сможете работать энергичнее и эффективнее.
  19. Уделяйте время своим друзьям и семье. Не зависимо от того, насколько вы заняты, очень важно уделять время самым близким для вас людям. Если вы будете тратить всю свою энергию на работу, вы не сможете остановиться и наслаждаться жизнью. Вы будете лучше чувствовать себя на работе, если ваша личная жизнь будет наполнена любовью, семейными ценностями и крепкой дружбой.

Главное — настойчиво идите к своей цели, и помните, что счастье на работе, дома или в любом другом месте зависит только от вас! Счастье ― это образ вашего мышления и осознанные решения. Берегите себя!

свернуть

Рекомендации по работе с учащимися, имеющими повышенный уровень школьной тревожности

В настоящее время растет количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Поэтому знание причин возникновения повышенной тревожности приводит к возможности своевременной помощи способствующей снижению тревожности

Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Основными диагностическими признаками школьной тревожности являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям. Нежелание ходить в школу чаще всего возникает из-за недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно.

Противоположную форму проявления школьной тревожности представляет собой излишняя старательность при выполнении заданий. Рассеянность, или снижение концентрации внимания на уроках – это тоже признак школьной тревожности. Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. Вот несколько факторов, воздействие которых способствует ее формированию и закреплению:

  • учебные перегрузки;
  • неспособность учащегося справиться со школьной программой;
  • неадекватные ожидания со стороны родителей;
  • неблагоприятные отношения с педагогами;
  • регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
  • смена школьного коллектива и /или непринятие детским коллективом.

Тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует индивидуальный оптимальный уровень «полезной тревоги». Тревога, беспокойство бывает не обоснована обстоятельствами или приобретает неадекватную форму: человек начинает тревожиться всегда и везде, и от этого он не может чувствовать себя достаточно спокойно для того, чтобы разумно воспринимать и правильно реагировать на те или иные обстоятельства жизни.

Рекомендации педагогам:

  • Главное, что должны сделать взрослые в этом случае, - это обеспечить ребенку ощущение успеха.
  • Ребенка нужно сравнивать только с самим собой и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов.
  • Если во вчерашнем диктанте было пропущено три буквы, а в сегодняшнем – только две, то это надо отметить как реальных успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценён взрослыми.
  • Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  • Не в последнюю очередь – важную роль играет особенности воспитания, завышенными требованиями родителей к ребенку (например, все нужно знать и делать только на «отлично»).
  • Избежать школьной тревожности можно лишь одним способом – формируя высокое самоуважение учеников, которое содержит три составляющих. Когда они чувствуют, что могут решать задачи, знают, что могут строить удовлетворяющие обоих отношения с педагогом, вносить свой особый вклад в классный коллектив.
  • Также формируйте веру в успех, концентрируйте внимание учеников на прошлых успехах, признание достижений.
  • Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
  • Надо понаблюдать за поведением детей в урочное и неурочное время (на классных часах, других мероприятиях), об изменениях в поведении детей сообщить психологу.
  • Провести беседу с родителями, выяснить обстановку в семье, возможные причины повышенной тревожности детей.

Значимость рассматриваемой проблемы, заключается в том, что в младшем школьном возрасте одной из основных причин возникновения неадекватного поведения ребенка является тревожность. Тот уровень, который не изматывает ребенка, а создает тонус его деятельности называется конструктивной тревогой. В свою очередь деструктивная тревога вызывает состояния паники, уныния. Она дезорганизует не только учебную деятельность, но и разрушает личностные структуры. Основная цель помощи взрослого ребенку – сделать так, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, научился уважать свою индивидуальность.

свернуть

Рекомендации по работе с высокомотивированными учащимися

1. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативы и творчества. Применение таких методов, форм и приемов предполагает выполнения определенных правил:      

  • Соотнести количество предоставляемой информации и умение ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы).
  • Предоставлять возможность предельной самостоятельности учащимся. Самые прочные знания – это те, которые добываются собственными усилиями.
  • Постоянно уточняйте, углубляйте, расширяйте запас знаний учащихся. Работа над олимпиадными заданиями прошлых лет является наиболее эффективной формой работы.
  • Разрешайте и поощряйте множество вопросов.
  • Обеспечивайте исследовательскую деятельность для учащихся.
  • Создавайте ситуацию успеха.
  • Определяйте вместе с учащимися тактику выполнения олимпиадных заданий.

2. Проявление уважения к индивидуальности учащихся, что предполагает:

  • Понимание особенностей развития высокомотивированного учащегося.
  • Создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками.
  • Освобождение от ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально развитый учащийся:
    • не обязательно имеет столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость;
    • не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;
    • может иметь некоторое отставание в физическом развитии;
    • не обязательно должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы;
    • ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.

3. Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять внимание и т.д.).

4. Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности:

  • Забота о сохранении здоровья.     
  • Сохранение высокой самооценки учащихся.
  • Формирование системы приобретенных учебных мотивов.
  • Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность учащихся и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (лекции, кружки, экскурсии, пример взрослых).
  • Стратегия ускорения обучения высокомотивированных учащихся.
свернуть