Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Оршанского райисполкома
«Бабиничская средняя школа Оршанского района»
Нерешенные конфликтные ситуации негативно влияют на успешность и активность школьников, нарушают взаимодействие в коллективе, формируют искаженное чувство справедливости у детей на этапе формирования их как личности.
Соответственно, это явление необходимо исследовать и работать с ним.
Существует очень много методов работы на опережение конфликта. Наблюдательный учитель, особенно классный руководитель может отследить определенные противоречия в коллективе и предупредить возникновение конфликтной ситуации.
Беседы с ученическим коллективом, совместные прогулки, работа с группами детей во внеурочное время, иногда - беседы с родителями (они нередко являются катализаторами различных конфликтов). Все это очень эффективной профилактикой.
Самое главное, педагог должен сам давать пример - относиться к каждому ребенку с уважением. Подчеркиваю - к каждому. Представьте, что произойдет, если классный руководитель будет кого-то высмеивать публично. Его примеру начнут подражать ученики.
Другое дело, что так поступают не все учителя, но даже те, кто не принимает в этом участия, обычно нет времени на погружение в проблематику конфликта из-за большой нагрузки.
Безумное количество отчетов, внеклассных мероприятий, проверка тетрадей - все это приводит к тому, что педагоги вмешиваются в ситуацию только в ее финальной фазе, когда уже есть пострадавшие.
Учитель, который видит конфликт, имеет больше узнать о его участниках, попытаться понять, что ими управляет и уже тогда строить стратегию ее решения.
Понимание - это ключ к новым методам работы и действительно эффективных школьных реформ.
Для отработки таких навыков у детей учителя должны обладать различными компетенциями: информационной, коммуникативной, социальной, психологической, моральной, поликультурной и тому подобное.
Трудно выделить что-то одно, потому что приходится каждый раз использовать целый комплекс знаний и умений, чтобы урегулировать ту или иную ситуацию.
Взрослые должны следить за ходом процесса развития конфликта и заблаговременно вмешиваться, не ждать когда он перейдет в стадию травли.
В конце концов, именно в школе дети учатся отстаивать свои права, учатся договариваться, достигать компромисса, относиться к окружающим с эмпатией и тому подобное.
Они должны научиться «конфликтовать» правильно, не превращая это на травлю и унижение других:
- буллинг и конфликт - разные явления.
Конфликт - это симметрия, в нем участвуют две стороны, которые могут влиять на развитие событий.
Буллинг - это не обычная ссора между детьми, а асимметричные отношения, в которых власть и влияние есть только у одной стороны - агрессора.
Агрессор, в данном случае, является коллективным. У него могут быть свидетели, как активные, так и пассивные. Дети, которые наблюдают этот процесс, обычно молчат, даже если понимают, что это плохо. Такая модель поведения продиктована страхом идти против силы инициатора агрессии и потенциально стать его следующей жертвой.
Кроме детей, причиной буллинга может быть и бессознательное поведение учителя. К примеру, когда учитель показывает неравное отношение к ученикам - кто-то постоянно ходит в любимцах, а кто-то всегда "крайним". Таким образом, он дает другим детям определенный посыл: этот ребенок совершает плохо, он не такой, как все.
Особенно это касается младшей школы, где у детей еще недостаточно хорошо развито критическое мышление, и они легче поддаются влиянию, ориентируются на слова и поступки взрослых, в том числе и учителей.
Предвзятое отношение учителя к одному ребенку другие воспринимают как сигнал к действию. Срабатывает система, в которой есть агрессор и жертва. В большинстве случаев ни дети, ни учитель не понимают, что они агрессорами.
С подростками ситуация несколько иная: они более самостоятельны, у них меньше взрослого контроля во внеклассное время, поэтому обычно главным агрессором в таком конфликте один из учеников, которому не хватает внимания дома, и он или она компенсирует этот недостаток в школе за счет нанесения другим (своим сверстниками, младшим ученикам или учителю) вреда - физического, психологического, экономического или вербального.
В общем, можно выделить 4 вида буллинг: физический, поведенческий, вербальный и кибербуллинг.
Физический является наиболее заметным из-за наличия наглядных проявлений - столкновений, ударов, побоев, синяков и царапин. На него учителю проще реагировать, он может прекратить такие проявления сразу.
Словесный буллинг - это глумления, словесные издевательства, оскорбления, запугивания. Одним из примеров вербального травли является обзывание, обращения внимания на физические недостатки. Слова также могут сделать ребенку очень больно.
Идентифицировать вербальный буллинг немного сложнее, чем физический, ведь обычно происходит всех свидетелей - достаточно, чтобы никто этого не услышал.
Поведенческий буллинг заметить очень трудно, в нем применяется тактика изоляции. Ученики начинают игнорировать одноклассника, например, сплоченно вставать, когда тот подходит к столу в столовой, или, наоборот, не давать ему сесть.
Чтобы видеть такие проявления, необходимо быть глубоко погруженным в детский коллектив и понимать процессы, которые бывают настолько завуалированными, что их трудно заметить даже школьному психологу. Это не просто какая-то отдельная ситуация, а отлаженный механизм с обидчиками и жертвой.
Кибербуллинг - это использование оскорбительных действий в интернете.
По статистике, кибербуллинг вредит психике больше, ведь он есть наиболее неконтролируемым процессом. Когда видео ребенка попадает в соцсеть или чат, его может увидеть гораздо больше людей, чем в одном классе.
Такой буллинг выходит за пределы школы и может преследовать ребенка 24 часа в сутки. Дети об этом хорошо знают, и такая травля их пугает и угнетает больше всего.
Психическое здоровье (ментальное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества.
Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:
Под нормальным психическим здоровьем понимается гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме человека. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики — восприятие, внимание, память и др.
Высокая умственная работоспособность — один из основных показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.
Освещение психологических проблем, возникающих у людей на рабочем месте и информирование о том, как с ними справиться, способствует повышению стрессоустойчивости и улучшению психического здоровья человека.
Рекомендации о том, как быть счастливым на своей работе:
Главное — настойчиво идите к своей цели, и помните, что счастье на работе, дома или в любом другом месте зависит только от вас! Счастье ― это образ вашего мышления и осознанные решения. Берегите себя!
В настоящее время растет количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Поэтому знание причин возникновения повышенной тревожности приводит к возможности своевременной помощи способствующей снижению тревожности
Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Основными диагностическими признаками школьной тревожности являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям. Нежелание ходить в школу чаще всего возникает из-за недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно.
Противоположную форму проявления школьной тревожности представляет собой излишняя старательность при выполнении заданий. Рассеянность, или снижение концентрации внимания на уроках – это тоже признак школьной тревожности. Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. Вот несколько факторов, воздействие которых способствует ее формированию и закреплению:
Тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует индивидуальный оптимальный уровень «полезной тревоги». Тревога, беспокойство бывает не обоснована обстоятельствами или приобретает неадекватную форму: человек начинает тревожиться всегда и везде, и от этого он не может чувствовать себя достаточно спокойно для того, чтобы разумно воспринимать и правильно реагировать на те или иные обстоятельства жизни.
Рекомендации педагогам:
Значимость рассматриваемой проблемы, заключается в том, что в младшем школьном возрасте одной из основных причин возникновения неадекватного поведения ребенка является тревожность. Тот уровень, который не изматывает ребенка, а создает тонус его деятельности называется конструктивной тревогой. В свою очередь деструктивная тревога вызывает состояния паники, уныния. Она дезорганизует не только учебную деятельность, но и разрушает личностные структуры. Основная цель помощи взрослого ребенку – сделать так, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, научился уважать свою индивидуальность.
1. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативы и творчества. Применение таких методов, форм и приемов предполагает выполнения определенных правил:
2. Проявление уважения к индивидуальности учащихся, что предполагает:
3. Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять внимание и т.д.).
4. Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности: