Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Оршанского райисполкома
«Бабиничская средняя школа Оршанского района»
Выбор профессии, сложный этап становления личности. Профессиональная деятельность определяет уровень и качество жизни, удовлетворенность и эмоциональное состояние людей. Для успеха в карьере и освоения специальности, подходящей по личностным характеристикам, стоит уделить выбору профессии отдельное внимание. Задуматься о будущей работе стоит в начале обучения в старшем звене школы, при поступлении в 8 – 9 класс. Именно на этом этапе ряд учебных заведений проводит разделение школьников по профилям, для погружения в предметы, необходимые для поступления в вуз или колледж и изучении специфики профессиональной деятельности в определенной области. Для принятия правильного решения о выборе факультета и специальности необходимо разобраться в том, что влияет на выбор профессии и как минимизировать риск ошибки.
Начало формы
Конец формы
Критерии выбора профессии
Важнейшие параметры, влияющие на принятие решения относительно будущей специальности, связаны с возможностями для поступления. Данные критерии относятся к образовательным учреждениям. Абитуриенты изучают информацию о доступных факультетах и специальностях. Учитываемые характеристики:
Профильность организации;
Направления профессиональной подготовки;
Наличие образовательных программ бакалавриата, специалитета;
Вариант продолжения обучения в магистратуре, ординатуре, адъюнктуре или аспирантуре;
Проходной балл;
Правила приемной кампании;
Величина конкурсного отбора;
Количество бюджетных и коммерческих мест;
Особенности преподавательского состава;
Наличие авторских методик обучения;
Материально-техническое обеспечение вуза;
Рейтинг учебного заведения;
Месторасположения университета;
Программы дополнительного развития спортивных и творческих талантов студентов;
Организация стажировок;
Возможность обучения по программе обмена;
Стоимость обучения на коммерческой основе;
Стипендия для бакалавров и специалистов;
Целевой набор;
Учет достижений в профильных дисциплинах, касающийся научных разработок или реализации творческих проектов.
Узнать информацию о приемной кампании, сроках подачи заявлений, наличии дополнительных вступительных испытаний можно на информационных стендах внутри учебного заведения, в учебной части или секретариате, или на официальном сайте образовательной организации во вкладке «Абитуриенту».
Факторы, влияющие на выбор профессии
Кроме критериев, относящихся к учебному заведению на выбор профессии оказывают влияние особенности характера и личности выпускника, а также характеристики образовательной программы и описание особенностей будущей профессиональной деятельности.
Внешние факторы выбора
Параметры, связанные с программой обучения и профессией. При выборе факультета и специальности учитывается:
Доступные формы обучения – очная, очно-заочная, заочная, вечерняя, выходного дня, дистанционная;
Включение производственной практики;
Семинарские занятия в симуляционных классах, мастерских и на клинических базах;
Встречи с представителями профессии;
Продолжительность учебы;
Особенности сквозных и дипломного проекта;
Дополнительное развитие карьерной перспективы и навыков soft skills.
Внешние факторы, относящиеся к профессии:
Степень сложности освоения профессиональных навыков и компетенций – к сложным областям относится изучение медицины, программирования, права и иностранных языков;
Востребованность кадров на международном и российском рынке труда;
Перспективы карьерного роста;
Уровень заработной платы у начинающих профи, специалистов с опытом и экспертов премиум класса;
Готовность работодателей трудоустраивать выпускников без стажа работы;
Конкуренция;
Доступные должности;
Сферы профессиональной реализации;
Особенности производственных факторов;
Перечень должностных обязанностей;
Возможности для самореализации и творчества;
Вариант трудоустройства за границей;
Преимущества работы по специальности.
Внешние личные причины:
Уровень материального благосостояния семьи, возможность оплаты учебы на коммерческой основе, с учетом наличия льгот и рассрочек платежей;
Место жительства, готовность к съему квартиры или заселению в общежитие;
Необходимость совмещения с иными видами деятельности – параллельной работой, воспитанием детей, уходом за родственниками, творческой реализацией.
Внутренние факторы выбора
При выборе профессии учитываются:
Таланты – художественный, музыкальный, научно-исследовательский, актерский, вокальный, спортивный;
Способности – легкость освоения материала по конкретному предмету с учетом скорости запоминания новой информации, времени, необходимого на выполнение простых и сложных задач, возможность решения нестандартных кейсов;
Предпочтения – интерес в определенной области знаний, проявляющийся в выборе общего направления: гуманитарного, математического или естественного или конкретной дисциплины.
Отдельное внимание уделяется личным качествам и особенностям характера. Для успеха в профессии отдельное значение имеют:
Тип мышления – аналитическое, логическое, образное, ассоциативное;
Темперамент – сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик;
Готовность к коммуникации на уровне нейронных связей – интроверт или экстраверт;
Скорость мышления;
Быстрота умственных и физических реакций;
Скорость выработки новых рефлекторных дуг и ассоциаций;
Внимательность;
Аккуратность;
Педантичность;
Активность;
Ответственность;
Амбициозность;
Харизматичность;
Обаятельность;
Тактичность;
Эрудированность.
Для ряда технических и рабочих специальностей важна тяга к выполнению монотонных трудовых операций, творческим профессионалам не обойтись без общей эстетики и чувства прекрасного, креативности, нестандартного мышления, стремления к эпатажу и всеобщему признанию.
Также среди внутренних факторов отдельным блоком выделяют состояние здоровья и уровень физической подготовки. Поступающие в ведомственные вузы Министерства обороны, МЧС, МВД и факультеты, связанные с правоохранительной деятельностью или спортом, в качестве дополнительных вступительных испытаний сдают спортивные нормативы по:
Бегу;
Плаванию;
Подтягиваниям;
Прыжкам;
Отжиманиям;
Гимнастике.
Считается, что внутренние факторы в первую очередь стоит учитывать при выборе профессии. На многие из них невозможно повлиять, но можно выявить сильные стороны и сделать упор на развитие заложенных природой талантов и способностей.
Стадии процесса профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение – избирательное отношение индивида к профессии и специальности, определяющие выбор вектора профессиональной подготовки и развития.
Стадии:
Стадии по Гинзбургу:
Как надо делать выбор
Лайфхаки по выбору профессии:
В первую очередь необходимо учитывать собственные предпочтения и пожелания;
Перед принятием решения рекомендуется пройти профориентационное и личностное психологическое тестирование;
Стоит учитывать советы учителей, родных и друзей, но делать выбор опираясь на собственные ощущения и интуицию;
Владение информацией об особенностях профессиональной деятельности снижает риск ошибок, связанных с романтическим и детским отношением к специальности.
Рекомендуется изучать профильные статьи о современных и востребованных профессиях, посещать мероприятия по профориентации, дни открытых дверей и пользоваться любой возможностью погрузиться в профессиональную среду в рамках стажировки или экскурсий на производство.
В течение жизни сдавать экзамены приходится каждому человеку. И практически нет человека, который не испытывал бы страха перед экзаменом. Конечно, волнение у всех проявляется по–разному, но, когда нам предстоят нелегкие испытания, чувствовать беспокойство в порядке вещей. Отметим, что экзамены – это стресс не только для самого сдающего, но и для окружающих его людей – родителей или других родственников.
Итак, экзамен – это:
переработка большого объема информации, что связано с нагрузкой на мозг;
серьезное эмоциональное переживание, т. е. нагрузка на нервную систему;
оценка не только накопленных знаний, но и личности экзаменуемого.
Экзаменационный стресс проявляется как на физиологическом (недосыпание, переутомление, излишнее волнение и т.д.), так и психологическом уровнях (информационный стресс - переработка и запоминание большого объема литературы; эмоциональный стресс – восприятие и переживание новой необычной ситуации, состояние угрозы собственной идентичности и представлениям о себе, страх отрицательной оценки со стороны родителей, друзей, педагогов).
Дрожь в коленках, холодный пот, стучащие зубы, полная или частичная потеря голоса – знакомые признаки синдрома экзаменующегося. Стрессовое состояние может сопровождаться взволнованностью, испугом, которые нарушают согласованность действий, затормаживают мышление, препятствуют сознательному управлению деятельностью и вызывают необдуманные действия. А, в довершение всех неприятностей, зачастую приводит к прямо противоположному результату: вместо успешной оценки получается наоборот.
Практика показывает, что можно изменить свое отношение к экзаменам и быть хозяином ситуации. Ведь сигналы опасности говорят не об отсутствии готовности, а о недостатке подготовленности. Есть несколько вариантов поведения при подготовке и сдаче экзаменов, которые позволяют достигнуть желаемого результата (т.е. удачно сдать экзамен для себя и своей нервной системы).
Способы подготовки к экзамену
Начать нужно с ритма дня. Не нужно лишать себя привычных занятий спортом, возможности посещать друзей и т.д. Аналогичным образом, и родителям школьника не стоит запрещать ему болтать по телефону, и если ему вздумается навестить бабушку, пусть навещает – это будет для него расслаблением и разрядкой. Заставлять, пожалуй, нужно выполнять лишь одно требование: вовремя ложиться спать. Не забывайте о биологических особенностях организма – человек может быть «совой» или «жаворонком». В соответствии с этими особенностями можно составить оптимальный распорядок рабочего дня. Для большинства людей, кстати, уровень биологической активности снижен в период с 17 до 18 часов. Можно предложить (жаворонку) такой вариант подготовки. В течение какого – то времени (например, в течение месяца перед экзаменом), приходя из школы, должен заниматься чем угодно, кроме подготовки к экзамену и выполнения домашних заданий. Можно встретиться с друзьями, сделать домашние дела, погулять. Отбой всегда от 21.00 до 22.00 вечера. Подъем же в 5.00 часов утра. Утром готовишься к экзамену и учишь уроки. Плюсы такой подготовки очевидны:
в это время максимальна работоспособность (с точки зрения физиологов);
утром никто не мешает готовиться (все еще спят, в том числе и друзья – некому звонить, и никто не отвлекает);
настрой на работу хороший (скоро в школу, времени ровно столько, сколько нужно на подготовку).
Если выбирать подобный вариант подготовки, важно предупредить родителей и домашних, чтобы они были готовы к такому графику и не волновались от того, что днем школьник «бездельничает».
Можно ли принимать тонизирующие средства? Можно, например, препараты женьшеня, элеутерококка, янтарной кислоты, другие растительные средства. Кофе – совсем чуть-чуть, утром, чтобы проснуться (для тех, кто привык так начинать день). Кофе усиливает тревожное состояние у неуверенных людей. А вот химические средства школьникам не нужны. Тем более, «успокаивающие нервы» перед экзаменом таблетки. Большинство препаратов действует только накопительно, поэтому разовый прием не поможет. Любые химические препараты могут быть рекомендованы только врачом, строго индивидуально.
Питание школьника должно быть трёх-четырёх-разовое, калорийное и витаминизированное. Мёд, грецкие орехи, молочные продукты, рыба, мясо, овощи и фрукты – обычное здоровое питание, принципы которого хорошо бы соблюдать не только во время экзаменов. Очень полезны бананы – «антистрессовый» фрукт, богатый веществами и способствующий выведению из организма гормона стресса - адреналина. Полезны также изюм и гречневая крупа.
Нормальный сон и отдых – строго обязательны.
Важно дольше гулять, так как мозгу необходим кислород. При его недостатке он хуже работает, слабее кровообращение.
Научная организация труда
Учащемуся обычно кажется, что количество материала для повторения (а то и изучения) так велико, что справиться невозможно. Инстинктивно он отодвигает день расплаты и оказывается накануне экзамена перед горой неусвоенной информации. И эту гору на самом деле уже не сдвинуть. Как же правильно построить работу?
Практика показывает, что следует просмотреть весь нужный материал и распределить его следующим образом. Если требуется выучить 120 билетов за 4 дня, то в первые 2 дня выучивается 70% всего объема, в 3 день – остальное, 4 день – на повторение. При этом трудные темы нужно перемешивать с более легкими. Бывает, что трудными для школьника билетами оказываются те, где есть не усвоенные в 7-8 классах простые вопросы. Они-то и не дают ему покоя, и приходится копаться в учебнике трехлетней давности.
Важно составить план повторения – что повторять в какую неделю. Можно чередовать различные предметы: учить не подряд только гуманитарные или математические предметы, а в вперемешку – физику и литературу, историю и алгебру. Это хорошо организует мозг и способствует меньшему уставанию, т. к. задействованы ресурсы и правого, и левого полушария, следовательно, утомляемость меньше.
Каждое утро надо определить, когда начнешь готовиться, и что будешь учить – «дневной» план. Если не в «настроении» сегодня, лучше начинать повторение с наиболее интересной темы. Забытый, давно пройденный материал учится лучше в первые три дня недели (понедельник, вторник, среду), в оставшиеся дни лучше повторять известный, знакомый материал.
Вопросы, которые предстоит выучить, в начале подготовки надо проработать с карандашом. Например, вопросы легкие и знакомые отметить красным цветом, относительно знакомые – синим, а неизвестные и трудные – зеленым. Таким образом, станет понятно, каков предварительный уровень знаний, насколько серьезно надо относиться к предмету, сколько времени потребуется для того, чтобы выучить все вопросы. При подготовке можно чередовать легкие и сложные вопросы.
Важно делать перерывы, не дожидаясь усталости. Кто работает быстро, должен делать перерывы чаще (например, через каждые 45 минут учения 10 минут отдыхать). Кто медленнее – реже (через час- полтора).
Когда времени на подготовку мало, можно поступить следующим образом. В течение первого дня поставить себе задачу выучить весь материал (учебник, к примеру) на «3», на следующий день прочитать весь материал на «4», а в третий день повторить на «5». В течение четвертого дня повторить наиболее сложные вопросы. Таким образом, происходит деление материала и избирательное запоминание. Ставя себе задачу выучить материал на «3», человек читает и запоминает наиболее значимый и важный материал, на «4» – основной материал дополняется важными деталями, на «5» – акцент запоминания делается на подробности. Таким образом, работает принцип избирательности. Этот метод работы хорош для тех, кто обладает лабильностью, мобильностью и подвижностью нервной системы.
Существуют некоторые психологические закономерности, которые должны учитывать экзаменующиеся и их родители, если они помогают ему организовать подготовку к экзаменам.
Преобладание визуальной (зрительной) репрезентативной системы говорит о восприятии информации при помощи органов зрения. Для лучшей подготовки надо использовать карты, схемы, таблицы, рисунки, составлять план рассказа. Хорошо запоминается прочитанный текст. Написание шпаргалок тоже полезно (через написание происходит запоминание).
Аудиальная (слуховая) репрезентативная система характеризуется развитым слухом. Людям с преобладанием такой системы важно больше слушать лекции преподавателя, воспроизводить тексты вслух, задавать вопросы, готовиться к экзаменам в паре (диалоговое обучение способствует лучшему запоминанию).
Кинестетики («телесноориентированные») люди с преобладающей системой развития ощущения эффективно сдают экзамены в том случае, если во время подготовки они находились в состоянии внутренней гармонии. Важно, чтобы во время подготовки им было психологически комфортно. Текст лучше запоминается тогда, когда известна практическая полезность изучаемого материала. Лучшему запоминанию способствует использование потенциала правого, интуитивного полушария – запоминание через образы и ассоциации, обращение к творческому потенциалу.
Полезно найти интересное в самом скучном, сером материале. Интересное и легче запомнить.
В ситуациях, когда не понятен изучаемый материал, важно разобраться и внимательно изучить его. Если времени для повторения достаточно, можно действовать по следующему плану:
Если времени на подготовку недостаточно, необходимо понять смысл материала, может быть, посоветоваться с кем-то и записать путь решения задачи.
Дуэт перед экзаменом
Родители часто раздражаются, когда школьник приглашает домой для совместной подготовки друга или подругу. Считается, что ничего хорошего из этого не получится, и в лучшем случае они «будут друг друга отвлекать». В действительности, подготовка к экзамену вдвоем имеет множество преимуществ, если, конечно, отнестись к этому серьезно.
Надо ли пользоваться шпаргалками?
На этот вопрос существует несколько точек зрения.
В принципе, писать шпаргалки можно посоветовать всем. Текст, коротко и емко изложенный на небольшом листке, хорошо запоминается. Работу над шпаргалками можно разделить между несколькими ребятами, с последующим изучением написанного. Шпаргалки удобно перечитывать в коридоре перед дверью экзаменационного класса. Но в классе вытаскивать их рискованно: педагоги, как правило, уже забыли, что в своё время прятали свои шпаргалки, и безжалостно выгоняют с экзамена или ставят двойку.
Таким образом, писать шпаргалки можно, и даже полезно, а вот пользоваться ими на экзамене нельзя.
Школьные и студенческие приметы
Верить ли в приметы? Существует большое количество примет, по которым можно определить, как пройдет экзамен, и, выполняя условия приметы, можно сдать его хорошо. Существующая народная самозащита, складывающаяся из мифов, традиций, суеверий, для тех, кто искренне верит, что это помогает, способствует успешности и большей уверенности. В ситуациях, когда вера в приметы способствует успокоению и уверенности, можно верить в приметы и следовать им. А те, кто не верит в приметы, им и не следуют. Психологи советуют в подобных ситуациях поступать в зависимости от желаний. Правда, если приметы складываются не благополучно, лучше всего помнить и о том, что от действий самого человека многое зависит. Кстати, зависимым от веры в приметы подросткам лучше всего не давать информацию о неблагополучных (магнитных) или благополучных днях. Подобное знание усиливает стресс, а незнание позволяет быть более уверенными в себе.
Может ли школа вызвать стресс?
Конечно, да. Начиная с первого дня – постоянное изменение обстановки, и большие нагрузки, и тревога в связи с оценками, отношениями с одноклассниками и т.д. В жизни каждого участника образовательного процесса случались ситуации, обозначаемые как стрессовые. Само понятие «стресс» стало очень частым в употреблении. Что же такое стресс на самом деле и как можно предотвратить его негативные последствия?
Стресс – состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, реакция организма на неблагоприятное воздействие. К стрессу приводят разные причины. Среди них можно выделить и физиологические и психологические факторы.
Проявления стресса
Рост тревоги.
Уменьшение контроля над эмоциями.
Понижение внимания.
Плохой сон, аппетит.
Вялость, апатия, пессимизм.
Лабильность настроения, слезливость.
Агрессивность.
Снижение работоспособности или мотивации учебной деятельности и т.д.
Психологическая работа со стрессом перед экзаменом
Итак, материал подготовлен, билеты выучены. Теперь важно морально и психологически подготовиться к экзамену. Подготовку можно разделить на два этапа: перед экзаменом и непосредственно на экзамене.
В последний день перед экзаменом важно пользоваться следующими правилами.
Успешной сдаче экзаменов способствуют следование следующим рекомендациям:
Вы должны выглядеть уверенными в себе. Именно выглядеть, даже в том случае, когда уверенность не с вами. Уверенный вид действует на экзаменатора однозначно положительно, он заражается вашей уверенностью, и дальше – дело техники, как направить разговор в нужную вам область. Обратите внимание на невербальные жесты – они должны быть уверенными;
Вовлекайте преподавателя в непринуждённый, свободный диалог, убеждайте, не сдавайтесь, пока вас не припрут к стенке. Ищите выход, меняйте направление мысли, перестраивайте разговор по выгодной для вас схеме – что делать, это жизнь;
Приходите на экзамен опрятным, в выглаженной одежде, желательно не в джинсах, а в костюме. Одежда должна соответствовать ситуации, настраивать на работу, а не отвлекать от нее. Цветовая гамма должна быть нейтральной. Если вы не очень уверенно себя чувствуете, старайтесь избегать яркой (красной, оранжевой, желтой) одежды. Яркий спектр красок будет привлекать к вам внимание, и вы будете находиться в поле зрения педагога. Кроме того, хорошо, если одежда «счастливая», т. е. в ней вы уже переживали ситуацию успеха. В момент волнения она будет давать дополнительный ресурс. Если хочется надеть новую одежду, лучше заранее в ней походить дома. На экзамене надо думать об экзамене, а не о том, как выглядишь;
Отрепетировав заранее свои выступления, говорите негромко, но четко, ясно и уверенно, улыбайтесь, призывая экзаменатора в помощники, не шепчите и не мямлите, приводя учителя в раздражение. Как правило, преподаватель на экзамене слушает много ответов, от этого тоже устает, и на 5 – 6 ответе больше обращается внимания на то, как говорит экзаменующийся, а не на то, что он говорит. Будьте уверены, держитесь естественно, говорите своими словами, а не читайте текст по бумаге. Принцип зеркала работает – ваше доброжелательное отношение к преподавателю вызывает у педагога такое же отношение к вам, отражая ваш позитив;
Продумайте своё поведение, внешний вид и стиль разговора с преподавателем;
Будьте спокойны и сосредоточены не на своей персоне, а на содержании ответа. Забудьте про обиды на родителей и вообще отвлекитесь от всего второстепенного;
Утешьтесь тем, что завтра будет уже другой день, без экзамена, а поэтому именно сегодня нужно показать себя во всём блеске ума и хороших манер;
Возьмите с собой на экзамен конспекты. Они дают ощущение защищенности;
По дороге на экзамен (если вы находитесь в транспорте) можно листать хорошо выученные конспекты. Психологически это дает ощущение уверенности – вот сколько я знаю!;
Если на экзамен вы добираетесь пешком, лучше выйти заранее и погулять (пойти в школу дальним путем). Прогулка на свежем воздухе успокаивает;
Использовать техники аутотренинга. В стрессовых ситуациях эмоции выходят на первый план, а способность рационально мыслить уменьшается. Один из эффективных элементов управления стрессом – дать мозгу выполнить какую-нибудь конкретную мыслительную задачу. Например, вспомнить двадцать слов на английском языке, пять имен женщин на букву «А», посчитать, сколько человек в комнате одеты в брюки, сколько лампочек горит на потолке или другие подобные вещи, главное, занять мозг четко поставленной задачей, с которой можно справится, но она требует определенных мыслительных усилий;
Важно не приходить на экзамен задолго до того момента, как заходить. Можно перегореть. Лучше всего приходить за полчаса – час: это позволяет «повариться» в ситуации, но не переволноваться от ожидания;
Использовать техники быстрого восстановления. Например, помогает такое упражнение. Перед тем, как заходить в аудиторию, надо просчитать про себя до 10, топнуть ногой и громко сказать «Ха!». Выполнение этих действий способствует повышению внутренней уверенности;
Как правило, на устном экзамене всегда есть время на подготовку. Минимум 30 минут. За это время можно успокоиться и подготовить ответ;
На экзамене важно использовать эффект «приемника», т. е. быть готовым к восприятию всей информации: слышать ответы товарищей – вдруг они отвечают на ваш вопрос, слушать педагога – он может задавать дополнительные вопросы, входящие в ваш ответ. Кроме того, часто дополнительные вопросы повторяются и могут достаться вам, знание этого заранее позволяет избежать неожиданности дополнительного вопроса. Зачастую в экзаменационной аудитории есть карты, схемы, таблицы, методические пособия, которыми можно легально пользоваться;
Часто, кстати, дополнительные вопросы пугают экзаменующегося. Кажется, что их задают с целью «завалить» на экзамене. На самом деле, чаще всего цель педагога прямо противоположна: помочь вам проявить свои знания;
Если вообще нет ответа на вопрос, важно хотя бы что-то говорить. Ошибка лучше, чем молчание;
На экзамен лучше не заходить и не отвечать после тех учащихся, которые очень хорошо отвечают, знают предмет и обладают ораторскими способностями. На фоне великолепного ответа ваш средний ответ, за который не в ситуации сравнения можно получить достаточно хорошую оценку, будет выглядеть более слабым. И ваша оценка будет ниже.
При подготовке к письменному экзамену важно выполнять следующие правила:
Способы активации внутренних ресурсов
Проблема отцов и детей не нова, причём не только в литературе, но и в жизни. Разногласия с родителями в вопросе будущей профессии — классическая ситуация у многих старшеклассников. Выбор потенциальной сферы деятельности — один из важнейших на этом этапе жизни. А потому разговаривать с родителями нужно правильно и спокойно.
Выслушай родителей
Заметь: мы сказали «выслушай», а не «послушай и сделай по-своему». Что мы имели в виду? Во-первых, в спокойной обстановке сядь и поговори с родителями. Ты можешь быть не согласен с их мнением, но знать его необходимо. Поэтому собери всю волю в кулак и устрой разговор на эту тему. Во-вторых, постарайся понять, почему они хотят, чтобы ты освоил именно эту профессию, и почему против твоего варианта. Возможно, первую они видят более престижной, высокооплачиваемой, перспективной и так далее. Запомни (или даже запиши) их аргументы — они нам понадобятся позже. В-третьих, когда останешься один, поразмышляй, почему ты против этой профессии. Часто бывает так, что школьники из принципа могут идти против родительского мнения. Но если это не твой случай, разбираемся дальше.
Приведи свои аргументы
Но сперва подготовь их. Тебе нужно быть во всеоружии, если хочешь убедить родителей в своём выборе. Выше мы попросили тебя запомнить тезисы, которые они говорили. Будем действовать от обратного: если по мнению родителей профессия неперспективная и малооплачиваемая — докажи обратное! Мы приведём несколько наиболее распространённых утверждений и то, как бы мы советовали на них реагировать.
«Ты не сможешь найти нормальную работу»
Ни для кого не секрет, что в 21 веке разрыв между поколениями чувствуется особенно сильно. Во многом тут заслуга интернета — новые сферы деятельности появляются чуть ли не каждый месяц (мы сами за всем не успеваем). Именно поэтому родители попросту могут не знать о тех возможностях, которые есть у их детей, и уж тем более о тех перспективах, что у них будут. Поэтому утверждать, что ребёнок не сможет найти хорошую работу, — не очень корректно, ведь мы даже предположить не можем, что ещё нового появится через 5 лет. И да, небольшой спойлер: не всегда приходится работать по специальности, на которой ты учился.
«Там мало платят»
Этот пункт вытекает из предыдущего: если сейчас есть множество вариантов достойного заработка, то в будущем ты точно не останешься «ни с чем». Если ты не будешь сидеть сложа руки, то мы уверены, что ты найдёшь работу с достойной оплатой труда. Но если переживаешь по этому поводу, то обрати внимание на список профессий, которые точно прокормят тебя в ближайшие 15 лет.
«Работа не престижна»
Кажется, что современное общество уже давно ушло от понятий престижности работы. Когда-то популярные профессии юриста и бухгалтера сбавляют обороты, а новые и непонятные специальности (например, «Инноватика» или «Наноинженерия») — в топе среди абитуриентов. И нет, мы не говорим, что бухгалтеры или юристы уже не котируются. Сейчас гораздо важнее делать свою работу качественно. В 21 веке высшее образование стало как никогда доступным, следовательно, компетентных специалистов стало в разы больше, а конкуренция между ними — выше. Поэтому престижным может быть представитель любой сферы деятельности, если он выполняет свою работу профессионально.
Оцени свои шансы
Если у тебя не ладились отношения с математическими графиками и формулами по физике, технические университеты рассматривать всё же не стоит. Обрати внимание, во-первых, на то, что тебе нравится, во-вторых — какие предметы «идут» лучше остальных. К слову, оценки за четверти или рекомендации учителя-предметника могут стать дополнительным аргументом в твою пользу (или наоборот, но это уже зависит от тебя). В этом же пункте посоветуем сделать выборку университетов и специальностей, где бы ты мог учиться по выбранной профессии. Это понадобится и для того, чтобы понять, какие результаты ЕГЭ тебе необходимо будет иметь для поступления.
Сходи на профориентацию
Если же с предложениями родителей ты не согласен, а сам ещё не до конца определился, кем ты всё-таки хочешь стать, специалист по профориентации станет решением этой проблемы. Более того, он станет независимой стороной, которая растолкует и тебе, и твоим родителям, какую профессию стоит выбрать и почему. Если же захочешь заняться этим сам, то профориентационные тесты тебе в помощь.
Обратись к психологу
Решение семейных конфликтов с психологом — это уже вполне обыденная и, на наш взгляд, очень полезная практика. Очень часто двум сторонам проблемы не хватает третьей — профессиональной и независимой. Такой специалист поможет вам с родителями и услышать друг друга и прийти к решению быстрее и безболезненнее. Так как консультация у психолога обычно платная, обсудить эту идею стоит с мамой или папой. Но мы уверены, что, если ты спокойно объяснишь свои намерения и скажешь, почему это важно для тебя, они не будут против такой встречи.
Идти ва-банк?
Выбор только за тобой. С одной стороны, родители всегда хотят лучшего для своих детей. С другой — они порой слишком часто опекают своего ребёнка. Мы согласны с тем, что в 17 лет достаточно непросто понять, чего ты хочешь от будущей жизни. Но если ты уже сейчас горишь каким-то делом и здраво понимаешь, что у тебя есть все шансы поступить в вуз и учиться по этому направлению — смело дерзай! В конце концов, университет всегда можно сменить, а «работа по душе» не всегда по специальности.
Проблемы всегда были неотъемлемой частью нашей жизни. Сегодня, когда ситуация в мире ежедневно меняется, умение принимать взвешенные решения в условиях неопределенности, которые могут устранить возникающие трудности и проблемы, стало особенно актуальным.
Что такое проблема? Это некое препятствие, которое не позволяет получить желаемый результат. Например, текущие дела находятся в неудовлетворительном состоянии, или вы не понимаете, как достигнуть поставленной цели, или не можете найти готовое решение для выполнения какой-либо задачи. Задумайтесь на секунду о том, сколько трудностей нас окружает на каждом шагу. Но не стоит впадать в меланхолию! Как говорится, нет положения, из которого не было бы выхода.
Это не просто слова. Для решения совершенно любой проблемы существует три пути:
Во-первых, как ни банально, проблему можно решить.
Во-вторых, вы можете поменять свое отношение к ней.
И в-третьих, всегда есть возможность проигнорировать проблему или выйти из нее.
Четко сформулированная проблема уже наполовину решена. Итак, как же найти наилучшее решение проблемы? Обратимся к критическому мышлению, в котором абсолютно все поддается систематизации и классификации. Предлагаю логичную поэтапную инструкцию.
На первом этапе необходимо четко сформулировать проблему. Что, слишком просто? Возможно, но на самом деле обычно люди игнорируют этот шаг, не желая тратить на формулировку драгоценное время. Все рвутся в бой — решать задачу. А зря! Ведь четко обозначенную проблему можно считать уже наполовину решенной.
Чем более точной и членораздельной будет формулировка, тем проще будет найти решение. Спросите себя, в чем сложность? И есть ли она? И все ли одинаково ее интерпретируют и объясняют? Иногда мы решаем черт-те что, а не проблему.
Кроме того, не пытайтесь решать все проблемы одним махом. Помните фундаментальное правило, которое очень метко сформулировал Михаил Жванецкий — «Давайте переживать неприятности по мере их поступления». Хотя не стоит забывать, что обособленных и независимых проблем не существует. Обычно они связаны друг с другом невидимой нитью и имеют одинаковое происхождение. Поэтому в первую очередь внятно назовите причину исходной проблемы.
Не распыляемся на мелочи. На втором этапе после того, как проблема четко и ясно сформулирована и понятна, необходимо ее тщательно проанализировать. Определите составляющие части проблемы. Какие события происходили до того, как она образовалась? По какой причине она возникла? Какими путями подобную проблему решали раньше? Она действительно имеет преобладающее значение? Нуждается ли она в сиюминутном решении?
Необходимо поднять на поверхность всю неизвестную информацию. Ведь зачастую критически важным является не то, что мы знаем о проблеме, а то, что не знаем. Без этих данных просто невозможно переходить к поиску путей решения.
Советую применять матрицу Эйзенхауэра. Это система, помогающая вычленить из огромного потока дел наиболее актуальные и значимые элементы, а остальное распределить с учетом ценности и скорости реализации. Такой метод отлично подойдет не только для дел, но и для проблем.
В основании матрицы Эйзенхауэра две оси: ось важности по вертикали и ось срочности по горизонтали. Внутри четыре квадранта, имеющих свои характеристики. Очевидно, что самыми приоритетными являются проблемы, оказавшиеся в квадранте «важно и срочно». Затем — «важные и не срочные», «не важные и срочные» и «не важные и не срочные». Хотя от последних лучше избавиться совсем — они не стоят ни времени, ни усилий.
Срочных идеальных решений не существует. В тот момент, когда вы определили, что ваша проблема приоритетна и требует незамедлительного решения, переходите к следующему этапу — разработке вариантов действий. Важно проработать несколько альтернативных путей, даже если решение проблемы, казалось бы, лежит на поверхности. Простые решения нередко имеют подводные камни. А вот не самый очевидный путь иногда может сберечь ценные ресурсы, время и нервные клетки. Лучше всего, когда критерием выбора решения выступает не легкость выполнения, а его рациональность и разумность.
Посмотрите на проблему под разными углами, с разных сторон, максимально широко, непредвзято и незашорено. Копайте глубже! Генерируйте как можно больше вариантов! Не забывайте о когнитивных искажениях, которые моментально расставляют ловушки мозгу, когда мы идем простым путем, решая проблемы «на автомате».
Умные учатся на чужих ошибках. На следующем этапе необходимо сравнить все придуманные варианты, выбрав из них наиболее оптимальный, эффективный и безопасный. Ответьте себе, к какому результату приведут ваши действия? Существуют ли риски? Какими могут быть угрозы? Естественно, это всего лишь прогнозы и ожидать стопроцентной точности от них не следует. Но зато по большей части они помогают избежать роковых ошибок.
При оценке способов решения проблемы нужно задаваться четырьмя вопросами:
в чем сила этого решения,
в чем его слабость,
какие у вас есть возможности для его реализации,
какую опасность оно в себе таит.
Проанализировав все ответы, выбирайте лучший вариант. Будьте бдительны: не полагайтесь целиком на интуицию. Избегайте решений, которые вам просто нравятся без всякой логики и обоснования. Не полагайтесь на авось!
Систематизируйте и мысленно вообразите все возможные идеи. Рисуйте таблицы и графики, клейте стикеры на стену, используйте схемы, майнд-мепинг и прочие методы визуализации для оценки результативности решений. Это поможет вам разложить по полочкам большое количество информации и увидеть оптимальное решение.
Терпение и труд. А вот и финал! Как только вы отмели все лишнее и выбрали одно единственное решение, начинайте планировать, максимально скрупулезно и рационально. Пропишите точный алгоритм действий, не забывая оставить место для маневрирования. Переходите к реализации плана. На этом этапе вашими постоянными спутниками должны стать самодисциплина, терпеливость и настойчивость. Ведь в теории решение бизнес-задач всегда намного проще, чем на практике. Не поддавайтесь панике перед лицом острой проблемы и не суетитесь. Просто следуйте алгоритму и делайте свое дело.
«Безвыходных ситуаций не бывает»: 7 фраз,
которые стоит говорить чаще, — попробуйте в жизни
Наши слова формируют наш мир, жизнь и окружение. Поэтому вместо того, чтобы думать и произносить вслух то, чего от вас ждут другие, начните говорить то, что хотите сами. Результат вас обязательно удивит — и порадует.
Экзамен – это серьёзное испытание, и как бы хорошо ты ни был подготовлен, мало кому удаётся справиться с ним без стресса. Что уж говорить о ситуации, когда после ряда школьных экзаменов следует сдача тестирования, от результатов которого во многом зависит твоё будущее место учёбы. Сколько бы ты ни готовился – месяц, год или все 11 лет, как правило, экзаменационный период превращается в череду повторений и попыток выучить всё, на что не хватило времени, недосыпов и нарушений режима питания, бесконечных волнений и тревог. Ты не успевал увидеться с друзьями, откладывал на потом все увлечения, а возможность расслабиться и забыть об экзаменах казалась чем-то недостижимым.
И вот она – долгожданная свобода! Теперь самое сложное позади, можно ни о чём не думать и наслаждаться летом и отдыхом. Но часто вместо ожидаемого восторга, бывшие школьники чувствуют лишь усталость, разбитость и полное отсутствие каких-то желаний. Причиной тому служит стресс, который сопутствовал этому нелёгкому периоду. Его влияние сказывается как на физическом, так и на эмоциональном состоянии. Ты потратил огромное количество ресурсов на то, чтобы подготовиться и сдать экзамены, и теперь должен дать своему организму и психике возможность и время на их восстановление. Итак, поговорим о том, что можно для этого сделать.
Наладь режим сна и питания.
Здорово, если ты следил за этим и во время подготовки. Но чаще всего перед экзаменами мы учим допоздна, забываем поесть и перехватываем что-то, не отрываясь от учёбы. Сейчас самое время отдохнуть. Не бросайся из крайности в крайность: помни, что недосып не лечится «пересыпом». Дай себе несколько дней на то, чтобы поспать столько, сколько хочется, отложив все дела, а затем постарайся наладить привычный режим сна. Помоги своему организму восстановиться – обеспечь его полноценным сбалансированным питанием, но не отказывай себе в удовольствиях. Даже если ты чувствуешь, что за время подготовки переборщил с фаст-фудом или сладким, послеэкзаменационный период не лучшее время для строгих диет и ограничений.
Устрой себе настоящий отдых.
Вспомни всё то, в чём тебе приходилось себе отказывать: сериалы и компьютерные игры, социальные сети и встречи с друзьями, а может лежание на диване с пачкой чипсов. Позволь себе на несколько дней забыть обо всём и наслаждаться любым, даже самым ленивым отдыхом.
Найди свой способ расслабления.
Отдых должен быть не только эмоциональным, но и физическим. Помоги своему телу расслабиться. Ты можешь выбрать любой подходящий тебе способ: массаж, горячая ванна, йога, растяжка, спа-процедуры и др. Расслабление мышц и физическое восстановление положительно скажутся на твоём психологическом состоянии.
Займись приятной физической активностью.
Если в период подготовки у тебя не хватало времени, и ты приостановил занятия спортом, пора вновь к ним вернуться. Умеренная и регулярная физическая активность – это отличный инструмент в борьбе со стрессом и его последствиями. Для этого вовсе необязательно идти в тренажёрный зал или заставлять себя выходить на пробежку каждое утро. Остановись на том, что доставляет тебе удовольствие: велопрогулка, футбол с друзьями, танцы или небольшая разминка дома. Даже небольшой прогулки по парку будет достаточно.
Проведи время на природе.
Свежий воздух, природа и пение птиц – это то, чего ты был лишён, пока сидел дома за учебниками. Устрой пикник в парке, отправься в лес за ягодами или на речку, или просто перенеси спортивные занятия на воздух. Смена обстановки и звуки природы позволят тебе успокоиться и восстановить силы.
Займись любимым делом.
Теперь, когда можно отложить учебники и конспекты, пора возвращаться к забытым на время хобби. Иногда после долгого перерыва бывает трудно начать даже самое любимое дело. Но чем дольше ты ждёшь, тем сложнее будет вернуться к привычному ритму жизни. Достаточно только начать и уже через несколько дней ты не только вспомнишь, какое удовольствие доставляет любимое занятие, но и получишь новый заряд энергии и позитивного настроения.
Отдохни от гаджетов.
Скорее всего во время подготовки ты был неразлучен с телефоном и компьютером. Найти нужную информацию, составить конспект, скачать книгу, проверить даты тестирования, обсудить с одноклассниками насущные проблемы — для всего этого были необходимы электронные устройства. Устрой себе «цифровой детокс» — откажитесь на день или хотя бы на пол дня от гаджетов, дай глазам отдохнуть от экрана компьютера и попробуй найти занятие, для которого не нужен смартфон.
Чаще встречайся с друзьями.
Проведи время в приятной компании: устройте встречу с друзьями, которых давно не видели, отпразднуйте окончание экзаменов с бывшими одноклассниками, устройте званый ужин для родственников. Хороший вечер с близкими людьми — один из проверенных способов борьбы со стрессом. Постарайтесь не делать экзамены и их результаты центральной темой общения.
Отвлекитесь от ожидания результатов.
Многим ожидание результатов даётся ещё сложнее, чем сам экзаменационный период. В таком случае важно сделать всё, чтобы этот этап не превратился в кошмар. Прежде всего, не пытайтесь проверить себя сразу же после экзамена или выяснить с одноклассниками, какие ответы были правильными, — в условиях стресса, вам будет сложно адекватно оценить ситуацию. Постарайтесь максимально дистанцироваться от этой темы и переключиться на отдых или решение других задач. Если тревога не отступает, определите её реальную причину. Чего вы на самом деле боитесь? Пойти в армию, расстроить родителей, оказаться хуже остальных, не поступить и не стать тем, кем планировали? Поняв причину, вы сможете проанализировать ситуацию и построить несколько планов действий при различных исходах. Знание того, что можно сделать даже при самом плохом результате, позволит значительно снизить уровень тревоги. Иногда полезно выделить себе время для переживаний. Не стоит просто отмахиваться от тяжёлых мыслей, дайте себе 20 или 30 минут для того, чтобы побыть со своей тревогой, понять её, а затем переключитесь на деятельность, которая доставляет вам удовольствие. Стоит принять, что сейчас уже ничего невозможно изменить, а отвлечься от навязчивых мыслей помогут способы, описанные выше.
Больше смейcя.
Пожалуй, никто не сомневается в целительной силе смеха. Уставшему человеку, который пережил значительный стресс, а теперь находится в тревожном ожидании, бывает сложно заставить себя веселиться, но нужно только найти повод. Комедии, юмористические сериалы, видео с котиками в интернете, весёлая музыка, танцы, игры с друзьями – в общем всё, что вызывает у тебя смех, поможет быстрее справиться с тревогой и усталостью.
Тревога это поток чувств, сконцентрированных на страхе: что-то плохое должно случиться. Психолог Томас Боркович разработал простую программу, как уменьшить немотивированное чувство тревоги. Основная идея – признать, что есть вещи, которые действительно стоят беспокойства, но важно свести к предельно возможному минимуму время, когда вас обуревает чувство тревоги.
Ссоры, недопонимания и конфликты – это неотъемлемая часть любых человеческих отношений. Они вызывают неприятные эмоции, но, как правило, люди успешно их разрешают, и в результате отношения становятся ещё крепче и надёжнее. Совсем по-другому дела обстоят с буллингом. Буллинг (или травля) – это ситуации, в которых более сильный обижает или причиняет вред более слабому, делает это специально и постоянно. Травля влияет на всех, кто находится рядом, и не имеет никаких положительных последствий. Её бывает сложно обнаружить и ещё сложнее прекратить. Часто первыми замечают, что в классе что-то не так, не взрослые (учителя и родители), а сами дети. И от их действий во многом зависит то, как быстро удастся решить проблему. Поэтому давай поговорим о том, что делать, если ты заметил, что в твоём классе кого-то обижают.
Да! Обязательно!
Буллинг – это сложное явление, и если ты стал свидетелем травли, у тебя могут возникнуть разные мысли о том, нужно ли что-то делать, как это повлияет на твою жизнь, и сможешь ли ты помочь. Давай представим, какие это могут быть мысли, и разберёмся в том, почему нельзя игнорировать травлю в своём классе.
На первый взгляд может показаться, что от травли страдает только тот, кого обижают. Действительно, сложнее всего приходится пострадавшему, но травля – это плохо для всех, кто находится рядом, это то, что меняет жизнь всего класса. Возможно, ты переживаешь, что однажды точно также начнут обижать и тебя, а может, тебе стыдно, что ты не знаешь, как помочь, и ничего не делаешь. В любом случае в классе, в котором происходит травля, больше никто не может чувствовать себя в безопасности. Страшно и некомфортно всем, и уже никто не может учиться, спокойно общаться и дружить.
Если тебе кажется, что с кем-то в классе поступают неправильно, несправедливо или жестоко, скорее всего, твоё ощущение тебя не обманывает. На самом деле мы все знаем и чувствуем разницу между шутками, игрой и буллингом. Не игнорируй свои ощущения, в такой ситуации лучше лишний раз убедиться в том, что весело и комфортно всем, что все участники происходящего находятся в безопасности и занимаются этим добровольно. Если кого-то постоянно специально обижают, толкают, дразнят, бьют, игнорируют, унижают, или кому-то угрожают, отбирают у него вещи и отказываются сидеть рядом – это буллинг.
Запомни, нет ни одной причины, по которой человека можно было бы травить. Никто не заслуживает травли, и никто не виноват в том, что его травят. Пострадать от травли может абсолютно любой человек независимо от его внешности, поведения, характера, одежды и т.п. При этом неважно, попытается ли пострадавший измениться в угоду обидчикам или нет. Они всегда найдут новые поводы для буллинга: травля возникает не потому, что пострадавший какой-то не такой или другой, травля – это проблема всего класса.
Испытывать страх, бояться оказаться на месте пострадавшего – это вполне нормально и естественно в такой ситуации. Ни в коем случае не стоит действовать себе в ущерб. Часто вступать в открытый конфликт с агрессором бывает действительно небезопасно. Прежде всего, важно заручиться поддержкой окружающих, в том числе взрослых. Если ты видишь, что кого-то обижают, – не стоит бросаться на выручку, особенно если ты не уверен в своих силах. Но нельзя и игнорировать происходящее. Важно обязательно и как можно быстрее рассказать об этом любому взрослому, которому ты доверяешь. Помни: для того, чтобы помочь тому, кого травят, вовсе не обязательно становиться ему другом и «сражаться за него до последнего», а важно дать понять обидчикам, что то, чем они занимаются – это травля, и в этом нет ничего крутого или прикольного.
Ябеды – это те, кто жалуются по пустякам или для того, чтобы сделать кому-то плохо. Травля – это вовсе не пустяки, это серьёзное и опасное явление, это насилие. Тот, кто сообщает о том, что стал свидетелем буллинга, делает это не для того, чтобы кого-то подставить, а для того, чтобы помочь. Помочь не только пострадавшему, но и всем, кто находится рядом, всем, кто включён в травлю. Рассказать о травле – это не донос, это смелый поступок, который поможет наладить атмосферу в классе.
Человеку, который подвергается буллингу, очень и очень плохо. Каждый день он испытывает тревогу, страх и беспомощность. Он знает, что в любой момент может столкнуться с агрессией. В такой ситуации худший вариант – игнорировать проблему, делать вид, что ничего не происходит. Ниже мы подготовили список кратких рекомендаций, которые помогут тебе понять, что нужно сделать, если ты стал свидетелем травли.