Советы психолога

Рекомендации по профилактике суицидального поведения подростков

Родителям важно беседовать со своими детьми, интересоваться не только отметками в школе.

Необходимо создать благоприятный климат общения в семье.

Взрослому важно помнить, что проектировать надо будущее ребёнка вместе с ним, а не своё собственное будущее.

Учите ребёнка решать проблемы, а не избегать их.

Учите ребёнка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков; формируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…».

Прививайте навыки общения ребёнку.

Воспитывайте у ребёнка привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и тревогах, сомнениях, страхах.

Чаще объединяйтесь с ребёнком в каком-то деле, пусть и незначительном. Для ребёнка важна солидарность, сопричастность с взрослым.

Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребёнка.

Не запаздывайте с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии.

Не иронизируйте над ребёнком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, надо помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.

Не раздражайте подростка постоянными нотациями, указаниями, нравоучениями, они раздражают и обижают детей.

Обсудите с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряжённой с риском для жизни; запишите соответствующие номера телефонов.

Доведите до сведения ребёнка информацию о возможностях детского телефона доверия.

Превентивная мера суицида – любовь. Приязнь. Подросток должен знать: пусть все осудят, весь мир, но я домой прихожу, и меня любят.

Это даёт желание жить.

Помните, что каждый ребёнок - особенный. У каждого ребёнка есть определённые способности. Помогите ему поверить в себя, найти то, что у него получается.

свернуть

Подросток и родители. Как не потерять контакт?

Когда мы теряем ребенка из-за болезни или несчастного случая – это огромное горе, но когда ребенок сам прерывает свой жизненный путь – это непоправимая трагедия.

Статистика показывает, что именно подросткам свойственны различные типы суицидального поведения.

Когда нам, взрослым людям, становится по-настоящему страшно? Чаще всего тогда, когда мы соприкасаемся со смертью человека. Особенно страшно, когда гибнут дети, добровольно расставаясь с жизнью. За последние годы суицид подростков возрос на 60%. Практика показывает, что покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей.

Привести к суициду могут экономические проблемы в семье, безнадёжность, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.

Тяжёлые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая может привести к возникновению суицидальных намерений. Хотя, обратите внимание, что депрессивная модель мира подростка часто формируется на основе семейных ценностей. Для ребенка любого возраста определяющую роль играет ситуация в семье, то есть то состояние, в котором пребывают родители, и те взаимоотношения, которые возникают внутри семьи.

Суицидальное поведение - это ответ на глубинные переживания, а они связаны с тем, что по-настоящему актуально. Чем младше ребенок, тем в большей степени он внедрен в жизнь семьи, тем больше своим суицидом он «дебатирует» именно с семьей.

Итак, подростковая депрессия. Данное состояние может проявляться в виде следующих симптомов: потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие, изменение аппетита и веса, потеря энергии, изменение продолжительности сна, активности, мысли о смерти, суицидальные намерения или попытки, снижение успеваемости или изменение отношения к школе, соматические жалобы, агрессивность.

Также причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождаемая печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть её за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением - правонарушениями, употреблением ПАВ, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю.

Многим, склонным к самоубийству подросткам свойственны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков.

Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Эти дети должны наблюдаться у специалиста - психиатра. Нередко совершаются попытки суицида без тяжелых медицинских последствий. Подростки и не скрывают, что не собирались умирать, а хотели отвлечь родителей, или, наоборот, привлечь чье-то внимание, или кого-то наказать, демонстрируя суицидальные намерения. Но к несчастью, такие демонстрации нередко бывают переигранными.

Особенности подросткового суицида:

  • суициду могут предшествовать непродолжительные конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе). Конфликт воспринимается подростком как крайне травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
  • или наоборот, суицидальный поступок воспринимается подростком в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.;
  • суицидальное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
  • суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нём нет продуманности, взвешенности;
  • средства самоубийства выбираются неумело (прыжок с балкона второго этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка и т.п.);
  • у подростков не сформировано понимание смерти. В их понимании смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад.

Если человек серьёзно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Поведенческие признаки:

  1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
  2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
  • в еде - есть слишком мало или слишком много;
  • во сне - спать слишком мало или слишком много;
  • во внешнем виде - стать неряшливым;
  • в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
  • замкнуться от семьи и друзей;
  • быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру.
  1. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Словесные признаки:

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии. Он или она могут:

  1. Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»;  «Я не могу так дальше жить».
  2. Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
  3. Много шутить на тему самоубийства.
  4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Ситуационные признаки.

Человек может решиться на самоубийство, если:

  1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
  2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
  3. Ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального.
  4. Предпринимал раньше попытки суицида.
  5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
  6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
  7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Если вы обратили внимание на то, что человек проговаривает, или во внешнем виде проявляет те признаки, о которых говорилось выше, нужно обязательно побеседовать с ним, скорее всего у него есть проблемы, разрешить которые он не в состоянии. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.

Неоправданные ожидания наталкивают на мысль, что вас не понимают, не учитывают или не знают наших интересов. И если такая ситуация повторяется несколько раз – это лишь подтверждает мнение, что вас не любят, вами не дорожат. Почему? Потому, что не понимают, что вам нужно, что вас порадует.

Наша любовь к детям – это безусловный подарок, который мы дарим каждый день.

Любовь -  наша основная эмоциональная потребность, и, когда другой человек удовлетворяет её, мы испытываем к нему тёплое эмоциональное чувство. Эмоциональный климат семьи может в значительной степени измениться, если все члены семьи научаться говорить на «родных языках любви» друг друга. Давайте наполнять сосуды, говорить на доступном для вашего ребёнка языке.

Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.

Рождение вашего ребёнка было желанным?

Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?

Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?

Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?

Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

Вы знаете, какой его любимый предмет?

Вы знаете кто у него любимый учитель?

Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель?

Вы первым идёте на примирение, разговор?

Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!

Семья и школа – два социальных института, имеющих значительное влияние  на детей. Наше воздействие будет тем эффективнее, чем полнее и глубже мы будем использовать свои возможности.

свернуть

Вредные привычки родителей: скрывать, объяснять или отрицать?

Вредные привычки — самый простой способ справиться со стрессом, считают психологи. Например, зависнуть на несколько часов в телефоне после сложного рабочего дня или съесть не одну, а десять конфет в напряженной ситуации. Дети часто повторяют за родителями абсолютно все — даже вредные привычки. Как правильно объяснять тему вредных привычек? Нужно ли их скрывать? Записали советы психологов.

Откуда берутся вредные привычки у детей? Привычка формируется тогда, когда у нас периодически возникает какая-то потребность (например, утолить напряжение или снять стресс), и мозг ищет самый быстрый путь, чтобы ее удовлетворить. Чем меньше экологичных, здоровых способов удовлетворения потребности ребенок видит вокруг, тем вероятнее, что со временем у него появятся вредные привычки. Например, если и мама, и папа, и бабушка в напряженных ситуациях едят что-то сладкое, то и ребенок будет делать так же.

Принцип поведения — выбирать самый простой и наименее полезный способ, чтобы решить проблему, закладывается еще в детстве, когда характер только формируется. Это еще называют аддиктивным поведением (от англ. addiction — зависимость). Самые распространенные вредные привычки у детей, такие как зависать в телефоне, грызть ногти или ковыряться в носу, с возрастом могут меняться, но склонность к зависимостям остается.

Могут ли родители передать привычку по наследству? Психологи объясняют, что разные опоры в жизни ребенка, такие как друзья, хобби, заинтересованность в обучении, могут помочь ему избежать вредных привычек. Кроме того, если у маленького ребенка есть любящая, стойка мама или папа, то он учится справляться со стрессом другими способами. И все же можно ли передать вредную привычку по наследству?

По словам психолога Анастасии Изотовой, генетически родители могут передать склонность к чему-то. Но разовьется ли эта склонность у ребенка, решают условия, в которых он растет. Особенно это касается серьезных зависимостей. Другой способ передать привычку — постоянно демонстрировать ее на своем примере.

Особенность психики маленького ребенка в том, что мир он воспринимает как должный и правильный. Поэтому если ребенок видит, что значимые для него взрослые пьют и курят, то думает, что так делают все, что это правильно и так построен мир.

Как быть, если вас поймали на горячем? Психологи советуют родителям скрывать вредные привычки перед детьми дошкольного возраста: при них не курить, не употреблять чрезмерное количество алкоголя, не материться. Но если все же ребенок увидел, как папа или мама курят, ни в коем случае нельзя его обманывать или говорить: «Нет, я этого не делаю, тебе показалось». Самое важное в такой ситуации быть честным: если вы скрываете какую-то вредную привычку, а потом вас ловят на горячем, это будто означает, что обманывать разрешено. И вы на самом деле транслируете ребенку двойной месседж. Ведь сначала родители говорят, что курить — плохо, а потом ребенок видит, как они делают это сами».

Объяснять, почему что-то вредно или невежливо, нужно доступными и понятными для ребенка словами, но без морализаторства. Лучше всего — рассказать на собственном примере, почему курить плохо, почему вы жалеете о такой своей вредной привычке и как планируете от нее избавиться. Хуже всего, когда папа или мама реагируют в стиле «Ой, да ничего со мной не будет», потому что таким образом они отделяются от ребенка и оставляют его наедине с тревогой.

В случае с бранью вести себя так: если ребенок совсем маленький, то стоит сказать, что это плохое слово, которое употребляют невоспитанные взрослые. Детям младшего школьного возраста можно объяснять: у некоторых взрослых настолько ограниченный словарный запас, они так мало читали книг, что, к сожалению, быстро подобрать нормальное слово у них не получается. Есть три основных причины, почему дети матерятся:

чтобы выглядеть взрослее и круче в глазах друзей;

наоборот, чтобы не выделяться в компании друзей, если в ней все ругаются;

как бессознательный способ проявить свою раннюю сексуальность.

Как превратить вредную привычку в полезную? Если у ребенка сформировалась вредная привычка, понаблюдайте, когда она активизируется. Это нужно, чтобы определить, с какой эмоцией ребенок не справляется и что именно не выдерживает: скуку, зависть, страх. Следующий шаг — подберите наиболее экологичный способ для ребенка справиться с этой эмоцией.

Например, ребенок просит конфету каждый раз, как чувствует страх. Эту привычку можно заменить на то, что мама берет ребенка на руки и играет с ним, как-то отвлекает, делает массаж ножек, щекочет. То есть делает что-то приятное, что можно считать «экстра». Это помогает переключить ребенка и удовлетворить его потребность справиться с сильной эмоцией.

Как привить полезную привычку ребенку? Психика детей формируется до 5 лет, а потому именно на этом этапе влияние родителей наиболее интенсивное. Также это время лучше всего подходит для того, чтобы привить ребенку полезные привычки. Вот несколько способов, как это сделать:

  1. Показывайте на своем примере. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок каждый день делал зарядку, начните делать ее сами, и со временем ребенок будет за вами повторять.
  2. Делайте что-то вместе с ребенком. Вместе читайте книги, вместе мойте руки, когда возвращаетесь с улицы, вместе ешьте полезные блюда. Для ребенка это и совместное времяпрепровождение, и развитие, и способ получить дополнительное внимание от родителей.
  3. Уделяйте больше внимания эмоциям. Сложно объяснить дошкольнику, что брюссельская капуста — это полезно, но всегда можно превратить употребление овощей в игру, которая приносит веселье и удовольствие.
  4. Попробуйте договориться с ребенком и ввести систему награждения за выполнение полезных действий.
свернуть

Синдром дефицита внимания у ребенка

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это определенные нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка. Первые симптомы начинают беспокоить с трех лет: малыш не может усидеть на месте и всячески пытается привлечь к себе внимание нарочитым непослушанием.

Многие родители не считают необходимостью бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается серьезными проблемами у школьника: неумением концентрировать внимание, неуспеваемостью, частой критикой со стороны учителей и друзей, социальной изоляцией, нервными срывами.

Гиперактивность является дисфункцией центральной нервной системы. Если ее не лечить в детстве, расстройство может сильно повлиять на качество жизни взрослого человека. Потому стоит обратиться за консультацией к специалисту и провести комплексную корректирующую терапию, если подозреваете у ребенка СДВГ.


Развитие СДВГ скрывается в нескольких причинах, которые были установлены учёными на основании фактов. К этим причинам относятся:

  • генетическая предрасположенность;
  • патологическое влияние.

Генетическая предрасположенность является первым фактором, по которому не исключается развитие недомогания у родственников.

Патологическими факторами могут послужить: отрицательное влияние наркотических веществ; влияние табачных и алкогольных изделий; преждевременные или затяжные роды; угрозы прерывания. Если женщина во время беременности позволяла себе употребление запрещённых веществ, то не исключается вероятность рождения ребёнка с гиперактивностью или этим синдромом. Велика вероятность наличия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка, родившегося на 7–8 месяце беременности, т. е. недоношенного.


Синдром дефицита внимания выражается прежде всего в гиперактивности и невнимательности ребенка. Это основные симптомы расстройства.

Признаки гиперактивности:

Постоянное чувство внутреннего беспокойства заставляет ребенка ерзать на стуле, дергать ногами, размахивать руками или что-то теребить.

Чувство тревоги усиливается, когда взрослые принуждают вести себя тихо и спокойно. Это вызывает обратную реакцию: на просьбу не шуметь дети отвечают бурным смехом, топаньем или вскакиванием с места.

Гиперактивность выражается в импульсивном поведении. Например, ребенок выкрикивает ответ на уроке, прежде, чем учитель озвучит вопрос до конца. Или может вступить в драку из-за того, что не в состоянии дождаться своей очереди в игровых соревнованиях.

Невнимательность, свойственная синдрому гиперактивности, выражается следующим образом:

Любое задание утомляет очень быстро, буквально через пару минут после начала. Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Обычно дети способны удерживать внимание на том, что им действительно интересно. Но у ребенка с СДВГ скука и рассеянный взгляд появляется в любом занятии, даже в том, которым он первые минуты «загорелся».

Проблемы с сосредоточенностью развивают рассеянность. Садясь за домашнее задание по языку, ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу.

Отмечается очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-за постоянной отвлекаемости: дети механически произносят заучиваемые слова, но мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.


От действия мам и пап зависит очень многое. Не стоит постоянно ругать малыша за неверные действия и неадекватное поведение. Гораздо полезнее предложить свою помощь в уборке вещей или подготовке к школе, похвалить за проявленное усердие и преодоление трудностей. Очень важно подчеркивать каждое достижение, пусть небольшое, и дарить ребенку уверенность в собственных возможностях.

Хвалите ребенка по любому доступному поводу - помыл за собой чашку, убрал игрушки, аккуратно написал в тетрадке или помог маме накрыть на стол. Не скупитесь на слова поддержки даже в случае неудачи, ведь и взрослые довольно часто совершают ошибки и мелкие проступки.

Снять раздражение или недовольство способны спокойная музыка, настольные игры, теплая ванна.

Составленный вместе распорядок дня поможет ребенку обрести спокойствие и уверенность, ему важно понимать свои обязанности и их очередность. Полезно приучать школьника к составлению списка предстоящих дел, учитывая их важность. Для того, чтобы не откладывать на потом начатое занятие, тоже потребуется ненавязчивая помощь родителей.

Общение - важная составляющая нормальных отношений в семье и нормализации поведения ребенка.

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания непросто, однако не стоит забывать, что этот диагноз - не приговор. Это всего лишь болезнь, которая поддается лечению.

свернуть

Памятка родителям трудновоспитуемых подростков

  1. Отнеситесь к проблеме «трудного» ребенка, прежде всего, с позиции понимания трудностей самого ребенка.
  2. Не забывайте, что ребенок в какой-то степени наше отражение. Не уяснив причин его трудности, не устранив их, мы не сможем помочь ребенку. Поднимитесь над вашими собственными проблемами, чтобы увидеть проблемы вашего ребенка.
  3. К трудностям в воспитании отнеситесь по-философски. Они всегда имеют место. Не следует думать о том, что есть «легкие» дети. Воспитание ребенка – дело всегда трудное, даже при самых оптимальных условиях и возможностях.
  4. Остерегайтесь паники и фатализма. Они плохие спутники воспитания. Не привыкайте раздувать костер неблагополучия из искры каждой трудной ситуации. Не оценивайте своего ребенка плохо из-за какого-то плохого проступка. Не превращайте неуспех в одном деле в полную неуспешность ребенка.
  5. Наконец, будьте оптимистичны! (У меня трудный ребенок, но я верю в его перспективу; у нас много проблем, но я их вижу, а правильно поставленная проблема наполовину уже решена).

Рекомендации для родителей «трудных» подростков

  1. Хвалите ребенка за хорошее поведение подобно тому, как Вы указываете ему на ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в его сознании представление о правильном действии.
  2. Старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно.
  3. Помните, что, прибегая чаще к похвале, Вы способствуете развитию у ребенка уверенности в себе.
  4. Старайтесь научить ребенка, как исправить неправильный поступок. Разговаривайте с ребенком в тоне уважения и сотрудничества.
  5. Вовлекайте ребенка в процесс принятия решения.
  6. Помните, что Вы являетесь для ребенка образцом правильного поведения.
  7. Нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать.
  8. Воздерживайтесь от заявлений, что ребенок ни к чему не пригоден, от грубостей в стиле «негодяй, бестолковый». Оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил.
  9. Используйте любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.
  10. Прислушивайтесь к ребенку и старайтесь понять его точку зрения, не обязательно соглашаться с ним, но благодаря вниманию, которое Вы ему оказали, он ощущает себя полноправным и достойным участником событий.
  11. Помните, что ребенок охотнее подчиняется правилам, в установлении которых он принимал участие.

«Трудный подросток». Что же делать родителям?

Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы:

  1. Замечайте даже незначительные изменения в поведении подростка, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно. Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.
  2. Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения подростка. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.
  3. Говорите с ребенком, избегая резких выражений. Разговаривайте с ним, объясняйте, но не ставьте ему условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в его досуг.
  4. Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая ему посильные задания.
  5. Усильте познавательный интерес подростка. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
  6. В ребенка необходимо верить – это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию.

Чего НЕ следует делать по отношению к подростку?

  • Не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему.
  • Не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей.
  • Не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребёнок объясняет свои поступки.
  • Не подкупайте подростка и не вымогайте силой обещание не делать то, что вам не нравится.
  • Не отступайте от введённых в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях.
  • Не ревнуйте сына или дочь к друзьям, принимайте из в своём доме и старайтесь познакомиться поближе.
  • Не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор Вам не по душе.
свернуть

Золотые правила воспитания

  • Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
  • Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  • Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
  • Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  • Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
  • Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
  • Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
свернуть

Замкнутые дети

sovety-psihologa_zamknytie-deti_1Замкнутость – особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми.

Характеристика замкнутых детей

Это мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное её отсутствие. Замкнутые дети стремятся большую часть своего времени проводить в одиночестве или с близкими людьми (мамой, папой). Обычно такие дети очень тяжело переносят даже непродолжительное расставание с близкими, они нервничают, плачут и не отпускают от себя родителей. У них активно проявляется страх оказаться отвергнутыми, брошенными.

На первый взгляд, может показаться, что замкнутый и застенчивый ребёнок – это одно и то же. На самом деле между ними есть важное различие психологических особенностей общения: застенчивый ребёнок знает как общаться с другими, но не умеет, не может использовать эти знания. Замкнутый же ребёнок не хочет и не знает, как общаться.

Замкнутость ребёнка, конечно, имеет свои истоки. Она выступает в поведении ребёнка достаточно рано и обычно имеет свои предпосылки:

  • беспокойство;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • плаксивость;
  • общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребёнка (поездка в гости, переезд на дачу и т.д.);
  • страх перед чужими людьми;
  • долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию;
  • соперничество между детьми.

Причины замкнутости ребёнка

Замкнутость ребенка можно объяснить многими причинами:

1. Такое поведение может быть связано с психологическими особенностями ребёнка, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Такой ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует. Это темперамент, обусловленный типом нервной системы. Как правило, замкнутость – приоритет интровертов – людей, направленных на свой внутренний мир, не нуждающихся в многочисленных внешних контактах, предпочитающих уединение. К таковым относятся флегматики и меланхолики.

Рекомендации: В данном случае взрослые должны быть крайне осторожны и чутки к ребёнку. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него “что-то не так”, совершенно напрасно. Стремление “перевоспитать” такого ребёнка, “пока не поздно”, грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно повредить его развитию, и тогда он действительно спрячется “в свою скорлупку”, “уйдет в себя”.


2. Когда замкнутость ребенка вызвана его переутомлением, недомоганием, ссорой с близким другом, непониманием сверстников в детском коллективе.

Рекомендации: В таких ситуациях необходимо осторожно выяснить причину резкой перемены настроения и, если это в силах взрослого, помочь ребенку более безболезненно пережить данный период.


3. Довольно распространенным явлением считается детская замкнутость в семьях, где воспитывается один ребенок. Лишенный общения с братом или сестрой, вынужденный почти всегда играть в одиночестве, он получает неверную установку на общение, и его коммуникативные способности развиваются порой неполноценно. Если в семье практикуется тревожно-мнительный тип воспитания, а в семьях, где растёт единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе.

Рекомендации: расширять круг общения, правильно развивать коммуникативные способности.


4. Недостаток общения и внимания в семье. Не является исключением и разобщенность между членами одного семейства, которые, пользуясь благами современной цивилизации, нормальное общение заменяют короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже не испытывает её и со временем перестает стремиться устанавливать контакты не только с родственниками, но и с теми, кто окружает его в повседневной жизни.

Постоянное стремление родителей освободиться от ребенка приводит к тому, что ребенок все реже обращается к ним со своими, на первый взгляд, пустяковыми, проблемами, а в результате уже в совсем недалеком будущем родителям и детям не о чем будет поговорить, нечем поделиться, будет нечего доверить. Ведь ребенок с ранних лет привык сам решать свои “проблемы”, заранее зная, что мать или отец все равно ответят ему, что им некогда, что у них нет времени на подобную ерунду. Изо дня в день, слыша такие ответы родителей, видя их постоянную спешку, невозможность или нежелание оторваться от своих проблем и забот, ребенок привыкает к играм в одиночестве и не пытается даже сблизиться с родителями. Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, упускают из виду потребность каждого ребенка в тесном контакте с матерью и отцом. Такая родительская любовь весьма односторонняя, она лишена чувств. А ребенок от этого очень страдает. Ведь игры, какими бы занимательными они ни были, и “общение” с четвероногим другом не заменят общения с родителями. Такой опыт, приобретенный в собственной семье, переносится ребенком и на более широкий круг общения, когда ребенок начинает общаться с другими людьми за пределами родного дома. Боясь, что его не станут слушать, не поймут, не захотят с ним играть, ребенок не находит общего языка с ровесниками, в результате отказывается идти гулять, сидит дома перед телевизором или в своей комнате, окруженный любимыми игрушками.

Однако, в данной ситуации важно и то, насколько часто повторяются подобные сцены. Родители, придя с работы, должны еще выполнить какие-то домашние дела, кроме того, они также нуждаются в отдыхе. И если подобные ситуации происходят довольно редко и носят случайный характер, оснований для особого беспокойства нет.

Рекомендации: Слушать и слышать ребёнка, интересоваться его проблемами.


sovety-psihologa_zamknytie-deti_25. Сдерживание ребёнком, возникающих у него эмоций и желаний. Даже взрослый человек испытывает естественную потребность в выражении собственных эмоций. У ребенка же эта потребность гораздо сильнее – он только начинает жить, каждый день, каждая минута его жизни приносят ему столько нового, интересного, необычного! Ему просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями... Но он совершенно один, с ним никто не разговаривает, и ему постоянно приходится сдерживать возникающие у него эмоции.

Представьте себе такую ситуацию: возбужденный карапуз с радостными блестящими глазенками подбегает к папе, уютно расположившемуся в кресле с газетой, и показывает ему свой рисунок: “Папа, смотри, какой я танк нарисовал!” Папа, не отрываясь от чтения, говорит: “Ты у меня молодец!” Малыш не унимается: “Папа, ты даже не посмотрел!” Через минуту, оторвавшись от своего занятия, папа бросает мимолетный взгляд на листок, который малыш держит в руке, и произносит: “Красиво”. Мальчонка просит: “Папа, а давай немного вместе порисуем”. А в ответ слышит: “Мы займемся этим завтра, а сейчас папе некогда, не приставай”, – и включает телевизор. Дальнейшие уговоры малыша папа упорно не желает слышать, и мальчик, опустив голову, с глазами, полными слез, плетется в свою комнату.

Если взрослые не желают слышать своего ребенка, то в результате он подавляет свои желания и естественные эмоции. Такое ограничение проявления эмоций может серьезно повредить не только общему развитию ребёнка, но и его здоровью, ведь даже взрослому человеку врачи рекомендуют время от времени выплескивать свои эмоции в целях профилактики нервных расстройств.

Рекомендации: Ребёнку крайне необходимо давать выход своим впечатлениям, эмоциям и чувствам.


6. Довольно часто причиной замкнутости ребенка является постоянное недовольство его разговорами или действиями одного или нескольких членов семьи. Ему постоянно внушают, что он все делает не так: слишком громко (или тихо) разговаривает, очень тороплив (или медлителен), не так ходит, не так сидит. Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а его душой родители не интересуются. Причины этого явления могут быть разными – ребенок родился не того пола, который был желанен родителям, ребенок – помеха карьере родителей, и прочее. В результате такого воспитания можно вырастить либо агрессивного ребенка, либо забитого, робкого, обидчивого и замкнутого.

Рекомендации: безусловное принятие ребёнка таким, каков он есть.


7. Ребёнок может стать замкнутым, если он испытывает чувство незащищённости. Ему важно общаться с родителями не только для того, чтобы дать выход собственным эмоциям, но и для того, чтобы постоянно испытывать чувство защищенности. Ребенок, вступая в этот огромный и непонятный для него мир, нуждается в поддержке со стороны родителей, ему просто необходимо знать и ощущать, что где-то рядом находятся мама и папа, которые защитят, помогут в любую минуту, избавят от внезапно нахлынувшего страха. Чувство душевного покоя от того, что рядом папа – самый сильный мужчина на свете и мама – самая добрая и ласковая из всех мам, имеет большое значение для полноценного развития личности ребенка.

Рекомендации: Вселять в ребёнка уверенность в поддержке и понимании, чувстве душевного покоя.


8. Недостаточное проявление родительской ласки и любви. Любовь к ребенку состоит не только из чувств к нему. Она охватывает также сферу родительских стремлений: желание создать ему наилучшие жизненные условия, способствовать формированию его личности. Специфической особенностью родительской любви можно считать то, что эти желания и стремления носят активный, деятельный характер. Родители не только стремятся к тому, чтобы их ребенок рос и развивался как можно лучше, но и чувствуют ответственность за его воспитание. Не всегда, правда, методы их воспитания согласованы. А неодинаковое отношение к ребенку отдельных членов семьи для ребёнка чрезвычайно вредно. Представьте себе, что папа требует от ребенка безоговорочного повиновения, не терпит ни малейшего возражения, маму же можно уговорить, разжалобить, а уж о бабушке и говорить нечего – исполняется любое желание любимых внука или внучки. Каждый из “воспитателей” считает свои методы единственно правильными, и зачастую по этому поводу между ними возникают ссоры. Порой выяснение того, кто прав, а кто виноват, происходит на глазах у ребенка, что наносит его развитию невосполнимый ущерб. Считая себя причиной разногласий и ссор близких людей, ребенок “уходит в себя”, старается как можно меньше попадаться на глаза и со временем так замыкается в себе, что исправить положение бывает очень трудно.

Сталкиваясь с подобными ситуациями, ребенок старается приспособиться, как получается, к своему положению ребенка любимого, но в то же самое время отталкиваемого, желанного, но как бы и лишнего, всем и всегда мешающего, которому родители дают так много – вкусную еду, красивую одежду, чудесные игрушки, занимательные, порой дорогостоящие игры, но лишают самого необходимого – элементарного общения, душевного тепла и сердечности.

Таким образом, недостаточное проявление родительской ласки и любви постепенно превращают ребёнка в замкнутого “буку”.

Рекомендации: проявлять любовь к ребёнку, почаще говорить ему об этом.

свернуть

Насилие в семье: план безопасности

План обеспечения безопасности 1. Если вы живете вместе с человеком, который применяет насилие по отношению к вам:

  • Постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.п.;
  • Обратите внимание на то, в каких случаях ваш супруг проявляет насилие с тем, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей;
  • Определите для себя такое место в доме, которое будет далеко от мест, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (например, кухня), и одновременно будет близким к выходу из квартиры (дома); в ситуации, если к вам применят насилиt, либо прячьтесь в таком месте, либо покиньте квартиру;
  • Выучите наизусть телефоны милиции, шелтеров, кризисных комнат для женщин, соседей, друзей, к которым можете обратиться, находясь в опасности;
  • Подумайте, каким образом вы можете связаться с милицией; не забывайте, что в милицию вы сможете позвонить в любое время бесплатно;
  • Расскажите друзьям и соседям, которым вы доверяете, о вашей ситуации; договоритесь о знаках, по которым они смогут понять, что вы в опасности; договоритесь с ними, что надо будет сделать, если вы подадите такой знак;
  • Отрепетируйте поведение в момент опасности со своими детьми; уговорите их, что в ситуациях применения насилия они не должны вмешиваться; отработайте специальные слова, которые в момент опасности будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом);
  • Убедите своих детей, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия;
  • Потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть квартиру (дом);
  • Старайтесь хранить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож и т.п.) в закрытых либо трудно доступных местах;
  • Старайтесь не пользоваться вещами, которые можно использовать для удушения, т.е. шаль, шарф, толстые цепочки;
  • Под любым предлогом, который не вызовет подозрение, выходите из квартиры (дома); таким образом вы приучите супруга к тому, что вы не постоянно находитесь в квартире (доме);
  • Регулярно общайтесь по телефону со своим консультантом или сотрудниками шелтера, кризисной комнаты чтобы обмениваться мнениями по своей ситуации;
  • Всегда носите с собой мобильный телефон либо телефонную карту при его отсутствии.

План обеспечения безопасности 2. Если вы готовитесь оставить человека, который применяет к вам насилие:

  • Отдайте на хранение все документы, которые доказывают, что к вам применялось физическое насилие (фотографии, справки и т.д.), человеку, которому доверяете (друзья, соседи, адвокат и т.п.);
  • Определитесь, где вы можете получить помощь, расскажите там о том, что делает ваш супруг и не забывайте, что вы не должны стыдиться ситуации, в которую вы попали;
  • Если вы ранены, немедленно обратитесь к врачу, попросите врача оформить соответствующую справку;
  • Определитесь с местом, где может быть оказана помощь вашим детям. Это может быть кризисная комната, шелтер, ваши друзья либо соседи; научите детей тому, что в первую очередь они должны думать о своей безопасности;
  • Записывайте все случаи насилия по отношению к вам в дневник, который будет находиться в надёжном месте, недоступном вашему супругу;
  • Не ждите кризисной ситуации, заблаговременно проконсультируйтесь со специалистом из консультационного центра, шелтера либо кризисной комнаты о своих правах;
  • Спланируйте, как и на каком общественном транспорте вы доберётесь до места, где будете чувствовать себя в безопасности, либо всегда имейте при себе деньги на такси;
  • Храните необходимые номера телефонов и документов в легкодоступном для вас месте на случай, если придётся срочно покинуть дом;
  • Обязательно храните в безопасном месте сумку с одеждой, лекарствами, несколькими любимыми игрушками детей и другими вещами, которые вам обязательно понадобятся в случае кризиса;
  • Старайтесь всегда иметь при себе некую сумму денег на непредвиденный случай либо надёжных людей (друзей, родственников), которые будут хранить отложенные вами деньги у себя;
  • Спланируйте свои действия на тот случай, если дети либо кто-то другой расскажет супругу, что вы собираетесь от него уйти.

План обеспечения безопасности 3. После того, как связь с человеком, применившим насилие, прервана:

  • Ни в коем случае не оставайтесь с этим человеком наедине, например, просите водителя такси подождать до тех пор, пока вы войдёте в свой дом;
  • Если этот человек встречает вас на улице и угрожает, не стесняйтесь просить помощи у прохожих на улице. Например: “этот человек мне угрожает, позвоните, пожалуйста, в милицию” либо “этот человек пристаёт ко мне, у кого-нибудь из вас есть телефон?”
  • Убедитесь, что в вашем доме надёжная дверь.

План обеспечения безопасности 4. Если вы находитесь под защитой закона и живете в прежнем доме (квартире):

  • Сообщите в ближайшее отделение милиции о своей ситуации, прислушайтесь к их советам;
  • Руководствуясь советами милиции усильте безопасность вашего дома; по этому вопросу вы можете получить консультацию в милиции;
  • Договоритесь с другими жителями дома и поменяйте замок в доме (своей квартире);
  • Не бойтесь сообщить о своей ситуации своим друзьям, соседям, работодателю, школе, где учатся дети (эта информация останется конфиденциальной поскольку в ситуации насилия все ведомства заинтересованы помочь вам и вашим детям);
  • Если человек, применявший ранее насилие, не соблюдает правила, немедленно сообщайте в милицию;
  • Попросите соседей звонить в милицию в случаях опасности;
  • Если есть такая возможность, старайтесь ходить на работу, сопровождать детей в детский сад, в школу не в одно и тоже время. Тоже правило постарайтесь применять ко времени своего возвращения домой; лучше ходить на работу и возвращаться домой в часы “пик”.
свернуть

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

Современную жизнь трудно представить себе без сети «Интернет». Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека. И дети не остаются в стороне от этого процесса.

Тенденции к развитию облачных технологий  и общения в социальных сетях стирают границу между локальным и сетевым использованием вычислительной техники, многие даже не задумываются о том, что используют интерне, настолько этот технологический феномен стал частью повседневной жизни. Вместе с тем интернет технологии используют преступники и правонарушители.

Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. В Интернете, как и в реальной жизни, детей подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т.п.

Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Некоторые дети настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

Не запрещать, а научить. У 9 подростков из 10 есть свои профайлы в соцсетях и практически половина посещает ту или иную сеть каждый день. Конечно же, все рассматривают свои гаджеты как личное пространство, и поэтому разговор о соцсетях в частности и Интернете в целом требует от Вас большой деликатности.


Польза соцсетей для подростка:

поддержка связи с друзьями и родственниками;

возможность заводить интересные знакомства;

потенциал для саморазвития и помощь в учебе;

улучшение коммуникационных навыков и креатива.


Обратная сторона соцсетей:

Обнародование личной информации

Как показывает практика, большинство подростковых профайлов — просто находка для злоумышленников. Там есть настоящие имя/фамилия, город проживания, номер школы, информативные личные фото и т.д. И еще нередко подростки бездумно используют приложения, которые отображают местонахождение пользователя.

Кибербуллинг

Кибербуллинг (cyber bullying) — это долговременные издевательства и унижающая критика человека в соцсети. Подобная травля может довести даже до суицида.

Порнография

Страшный сон большинства родителей на самом деле не всегда так ужасен. Мотивы ребенка, заходящего на порносайт, чаще всего самые невинные — простое любопытство. Тут выбор — либо тактично обсудить данный вопрос в ключе шокирующего содержания подобных ресурсов, не имеющих ничего общего с тем, что вы вкладываете в понятие «интимные, любовные отношения», либо поставить жесткие фильтры в браузере.

Доверие

Даже взрослый не всегда может распознать мошенника как реального, так и виртуального. Что же тогда говорить о подростках. Обязательно стоит объяснить юному юзеру, что чрезмерно открытое распространение информации в сети может закончиться очень печально - кражей или насилием.

Репутация

Не всем известно, что фото, видео и комментарии, опубликованные однажды и в последствии удаленные — не исчезают бесследно. Увы, они все-равно остаются «в памяти» Всемирной путины.

Неидеальная жизнь

Соцсети грешат показательностью. Сравнение количества друзей и красивых фото других пользователей из путешествий или в «брендовом прикиде» может вызвать комплекс неполноценности, зависть, недовольство собой и своей жизнью.


В идеале родители должны быть в курсе интересов, поведения и в целом онлайн-жизни ребенка. Но, конечно же, не через шпионство и подглядывание из-за спины — это только испортит отношения и увеличит между вами дистанцию. Всячески подчеркивайте, что вы уважаете личное пространство, но хотите убедиться, что ребенок осведомлен о мерах безопасности. Потому проговорите с подростком следующие правила:

1. Деликатность. Объясните, что грубое поведение также неприемлемо для виртуального мира, как и для реального. Расскажите о кибербуллинге, донесите до него посыл, что некоторые фото и комментарии могут скомпрометировать другого человека или обидеть. То же касается и сообщений в его адрес — попросите сообщать вам о неприятных моментах, которые ему пришлось ощутить по отношению к себе.

2. Последствия некоторых публикаций. Не всегда дети отдают себе отчет в серьезной опасности безобидных якобы поступков. К примеру, подростки могут не понимать, что некоторые посты могут сыграть злую шутку против него и всей семьи. Пример: опубликовав свой адрес в профиле и сообщив в одном из постов, об отъезде на каникулы, он дает шанс ворам обокрасть квартиру/дом. Дайте понять, что не стоит нигде онлайн указывать свой мобильный и любые другие личные данные.

3. Вездесущность Интернета. Информация не пропадает из Всемирной паутины бесследно. А значит, что-то опубликованное сегодня, может иметь негативные последствия через время, когда это увидят родители, сокурсники, будущий работодатель, любимый человек.

4. Конфиденциальность аккаунтов. Если вы достаточно опытный юзер — внесите настройки вместе и по каждому пункту проверьте понимание подростка важности сокрытия той или иной информации. Озвучьте важность паролей, почему их не следует никому передавать, даже лучшему другу. Кража личности — преступление и чревато серьезными последствиями.

5. Никакой «дружбы» с незнакомцами. Не знаешь человека лично — не делай его виртуальным другом. Этому правилу нужно следовать неукоснительно.

6. Никаких моралей — только примеры. Ни один подросток не усвоит наставлений в форме чтения морали. К счастью, или сожалению, но в сети достаточно фактов, красноречиво указывающих на последствия несоблюдения правил поведения в соцсетях. Разберите их вместе.

Корректное виртуальное поведение родителей и их обращение с гаджетами — лучший пример для ребенка, как безопасно использовать социальные сети. И главное — бесполезно навязывать ребенку правило, если вы сами его не соблюдаете.

Задача родителей предостеречь детей от необдуманных поступков, сформировать навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет.


Рекомендации по формированию у детей навыков безопасного поведения в сети Интернет:

  • Научите детей советоваться с вами перед раскрытием информации через электронную почту, чаты, доски объявлений, регистрационные формы и личные профили.
  • Научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения.
  • Позволяйте заходить на детские сайты только с хорошей репутацией и контролируемым общением.
  • Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
  • Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.
свернуть

Внимание! Игромания!

Факты, которые должны насторожить родителей:

  • ребенок начал есть, пить, учить уроки, не отходя от компьютера;
  • ребенок начал проводить ночи за компьютером;
  • ребенок начал прогуливать школу для того, чтобы поиграть за компьютером;
  • как только ребенок возвращается домой, то сразу направляется к компьютеру;
  • ребенок забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);
  • ребенок находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;
  • ребенок шантажирует, угрожает, если ему запрещают играть на компьютере.

Несколько рекомендаций родителям:

  1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.
  2. Не оскорбляйте ребенка и его круг общения.
  3. Будьте другом и помощником своему ребенку.
  4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.
  5. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
  6. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить её.
  7. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка.
    Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники.
    С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 минут в день).
  8. Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.
  9. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.
  10. Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.
  11. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.
  12. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.
  13. Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить
свернуть

Что делать, если ребёнок сквернословит?

Прежде всего, подумайте – не вы ли сами тому виной? Всегда ли вы воздерживаетесь от бранных слов, например, во время ссоры с мужем? Насколько чист ваш дом от сквернословия, даже случайного, эмоционального?

Ребенок начинает сквернословить чаще всего по двум причинам – подражая сверстникам (так называемое «зеркальное поведение») или не находя в своем словаре адекватных вариантов выражения каких-либо сильных эмоций. Иногда это происходит назло родителям или из-за стремления сломать репутацию «маменькиного сынка (дочки)». В любом случае не кричите на него, не наказывайте, не раздувайте проблему до катастрофы. Иначе ребенок просто научиться разговаривать на двух языках – домашнем и уличном…

Обсудите с ребенком смысл, звучание, происхождение бранных – и не брезгуйте произносить их вслух. Попытайтесь подобрать синонимичные нормативные выражения, приведите примеры другой лексики.

Объясните ребенку, что мат – это признак языкового бессилия. Что уважающий себя человек всегда найдет множество других словесных способов выразить свои чувства.

Употребление экспрессивной лексики – само по себе не преступление. Но лучше, если ребенок будет относиться к ней как к абстрактному факту языка, а не реальности. Если он будет обладать достаточным словарным запасом и определенной словесной культурой, превращение сквернословия в хроническую привычку ему не угрожает.

Профилактика употребления ребёнком бранных слов:

  • Не ругайте ребёнка, как это часто делают многие, и не угрожайте, что станете ругать его, если он будет говорить бранные слова.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы он был как можно более откровенен с вами. Это позволит непосредственнее высказываться в вашем присутствии, и тогда то, чему он научился, он скажет Вам, а не произнесёт при посторонних.
  • Обескуражьте ребёнка – это наилучший способ повлиять на него. Когда он станет говорить бранные слова, отнеситесь к этому спокойно, мягко, добродушно. Ласковое обращение сразу же притупляет оружие, которое в противном случае может стать угрожающим.
  • Объясните ребёнку, что говорить бранные слова также неприлично, как отрыгивать за столом или не извиниться в нужный момент. Но объясните это кратко, не наказывая его.
  • Если случилось, что ребёнок обронил какое-нибудь бранное слово при посторонних, кратко извинитесь за него и сразу же смените тему разговора.
свернуть

Адаптация – это серьезно!

Трудности адаптационного периода у пятиклассника и пути их преодоления

Пятый класс – важный этап в жизни школьника. С одной стороны, ребенок уже насладился всеми прелестями школьной жизни и, возможно, слегка устал от учебы.

С другой – он полон ожидания чего-то нового и интересного. Вот почему на праздничной линейке можно увидеть как восторженные радостные лица, так и скучающие, обречённые на непосильный труд.

Трудности адаптационного периода

Разные дети – разное отношение к урокам. Именно такими неодинаковыми пришли они в 5 класс, где столкнулись с трудностями адаптационного периода.

В чем особенности этого периода и что требуется от пятиклассников и их родителей, чтобы успешно преодолеть сложности – обо всём этом расскажет психолог.

В 5 классе дети переходят к новой системе обучения: «классный руководитель – учителя-предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Иногда дети меняют школу, у них появляются новые одноклассники. К тому же переход из 4 класса в 5 совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом развития.

Что вызывает стресс у пятиклассников?

Резкие изменения условий обучения, разнообразные и усложнённые требования, предъявляемые пятиклассникам, даже смена статуса «старшего» на первой ступени обучения на «самого младшего» на второй ступени обучения – все это является довольно серьезным испытанием.

В этот период дети могут стать неузнаваемыми: тревога, робость или, наоборот, развязность, чрезмерная суетливость, возбуждение охватывают их. В связи с этим у них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит.

Факторы, затрудняющие адаптацию:

Противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов. К учащемуся впервые предъявляют много требований и много человек. И он должен научиться учитывать эти требования, соотносить их друг с другом, преодолевая связанные с этим трудности, потому что эти умения необходимы во взрослой жизни.

На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами. Выход простой: разъясните ребёнку, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала и в связи с этим необходимо обращаться к справочникам, словарям.

В пятом классе многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере. Другие «шалеют» от свободы и носятся по всей школе, задирая даже старшеклассников. Отсюда – неуправляемость одних и «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей, посещение первого класса с любимой учительницей – других. Важно понять, что все это – естественные переживания, которые необходимы для развития школьника, так как они помогают ему стать взрослым.

Как помочь школьнику сохранить работоспособность

Вернувшись из школы, ребёнок должен хотя бы несколько минут полежать спокойно, расслабившись. После обеда очень хорошо совершить небольшую прогулку;

Ребёнку не следует часами сидеть за учебниками. Через каждые 30 – 45 минут следует делать 15-минутные перерывы;

Самое лучшее средство для восстановления потраченной энергии – сон. Дети 8 – 10 лет должны спать не менее 10 часов, 12 – 15 лет должны спать не менее 8 – 9 часов.

Какие признаки в поведении ребенка свидетельствуют о дезадаптации школьника?

Признаки возникшей дезадаптации школьника:

усталый, утомленный вид ребёнка;

нежелание делиться впечатлениями о проведённом дне;

стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы;

нежелание выполнять домашнее задание;

негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;

жалобы нате или иные события, связанные со школой;

беспокойный ночной сон;

трудности утреннего пробуждения, вялость;

постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Какие рекомендации можно дать родителям для успешного преодоления адаптационного периода?

Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах. Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, которые ребёнок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Обязательно спрашивайте вашего ребёнка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах;

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителями вашего ребёнка не реже, чем раз в месяц. Во время беседы выразите свое стремление улучшить школьную жизнь ребёнка. Если между вами и учителем возникают серьёзные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребёнка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к собственному учителю.

Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений. Узнайте программу и особенности школы, где обучается ваш ребёнок. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребёнка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые для родителей, используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребёнок учится и как его учат.

Помогайте выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребёнком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребёнка есть все необходимое для выполнения их наилучшим образом. Однако если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Помогите почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например:

любит фильмы – купите книгу, по которой поставлен фильм, так возникнет любовь к чтению;

любит играть – покупайте справочники, так возникает стремление узнавать что-нибудь новое.

Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения.

Будьте оптимистами и научите этому своего ребёнка!

свернуть

Трудности адаптации пятиклассников в школе

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Признаки возникшей дезадаптации школьника

  • Нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне.
  • Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить Усталый, утомленный вид ребенка.
  • внимание на другие темы.
  • Нежелание выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный ночной сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие. 

Чем можно помочь?

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Помогите ребенку выучить имена новых учителей.

Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

Рекомендации родителям пятиклассников

  • Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
  • Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
  • Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
  • Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
  • Ваш ребенок должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.
  • Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
  • Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
  • Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
  • Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
  • Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребенка происходят изменения.
  • Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребенку более эффективно решать проблемы в школе.
  • В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям.
  • Здоровье. Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности. Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.
  • Адаптация. Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего ребенка и общайтесь с ними после школы. Недопустимы физические меры воздействия, запугивание, критика в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к ним насмешливо и даже жестоко, проявляют насилие. Предоставляйте ребенку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребенка.
  • Есть много эффективных методов разработанных педагогами-новаторами, помогающих бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. А если ничего не делать, то вряд ли стоит расстраиваться и обижаться, что ничего не получается. Так что, уважаемые родители, мы делаем общее дело и в наших общих интересах, помочь детям быть грамотными и успешными. Успехов Вам в этом интересном труде, который способствует еще и единению семьи!
свернуть