При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, так как при узнавании буквы ребёнок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку.
Придумывая с ребёнком слова с заданным звуком, называйте несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким-либо определенным предметом.
Тренироваться выделять первый звук в слове лучше начинать со слов, где гласные «а», «о», «у», «э» в начале и под ударением (Аист, Ослик, Утка, Эхо и так далее), позже можно попробовать выделять согласные, не участвующие в слоге-слиянии (к-ро, т-рактор и т. п.).
Игры, способствующие запоминанию букв
1. Игра «Покажи букву» / Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела. Выложить букву из любого материала: шнурков, ленточек, проволоки, счётных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камешков, карандашей, лапши, конфет, сушек. А ещё можно слепить из пластилина, солёного теста и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.
2. Игра «Найди и назови букву» / Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребёнка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы, похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» - на ворота. Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.
3. Игра «Архитектор» / Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребёнок пусть её раскрасит. Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребёнка попросить сложить букву и назвать её.
4. Игра «Дорисуй букву» / Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.
5. Игра «Узнай букву» / Ребёнок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.
6. Игра «Что неправильно» / Ребёнок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.
7. Игра «Найди и подчеркни» / Предложите ребёнку найти и подчеркнуть (обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным.
8. Игра «Алфавитный дартс» / Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать её.
9. Игра «Магнитная азбука» / Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай букву», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово?» и другие.
10. Обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы.