Нездоровая зависимость: дети в социальных сетях

12.07.2021

Согласно последним данным, 59,6% времени в интернете подростки проводят в социальных сетях. Эти сайты и мессенджеры имеют огромное значение для ребят - здесь они формируют своё мнение о происходящем в мире, заводят новые знакомства, самореализуются и делятся сокровенным. Может ли виртуальный социум навредить детям, каковы признаки зависимости от социальных сетей и как оградить ребёнка?

    pic1_b2d7bf65a6a1b2db16f6200313e7dd83

    Неутешительная статистика

    Фонд развития интернета сообщает, что около 80% детей и подростков в СНГ считает себя постоянными пользователями соцсетей. Активное общение при помощи подобных сервисов начинается с 8-9-летнего возраста - когда ребенок еще не может здраво оценивать риски и последствия своих действий в интернете. Если дети до 4-6 лет пользуются гаджетами преимущественно под присмотром родителей, то старшие мальчики и девочки рискуют впасть в зависимость от телефона и социальных сетей.

    При этом у каждого 6-го ребёнка более 100 друзей (и это далеко не все его собеседники!). Более 40% детей в русскоязычном интернете встречаются с виртуальными знакомцами в реальной жизни - это отдельный фактор риска, представляющий для ребёнка физическую угрозу.

    Недетская компания

    Опасность для детей кроется в том факте, что они пользуются для общения традиционно “взрослыми” сервисами - например, ВКонтакте (86% детей имеют аккаунт в этой соцсети) и Одноклассники (зарегистрированы 16%). При этом из 4 миллионов юных пользователей интернета в детских социальных сетях зарегистрировано несравненно меньше число пользователей - 1 млн. в Tvidi и 270 тыс. в Мир Бибигона.

    Трудности возраста

    Хотя в крупных социальных сетях действуют ограничения на минимальный возраст пользователей (ВКонтакте является сервисом 6+, а Facebook - 13+), дети с лёгкостью обходят это правило, указывая “левый” год рождения. Поэтому официально дети от 6 до 14 лет составляют 5% аудитории ВКонтакте (это уже порядка 4,5 млн. аккаунтов) - а сколько из них ещё просто не “отловили” модераторы?

    Часы в интернете

    Популярные соцсети (Facebook, Instagram, ВКонтакте) отнимают у подростков более 3 часов каждый день. При этом каждый 5-й (а по другим данным - каждый 2-й) подросток находится в интернете почти постоянно, от чего страдают его сон и учёба. Соцсети уже вошли у детей в привычку, и их влияние сложно переоценить: 92% подростков общаются в различных мессенджерах ежедневно, а проблема подростковой зависимости от социальных сетей беспокоит родителей уже два десятилетия.

    Плюсы и минусы социальных сетей для ребёнка

    Родители нынешних детей и сами застали начало эпохи интернета - с его Живым Журналом, “аськой” и многочисленными форумами по интересам. Кто-то делился там проблемами и находил друзей, кто-то занимался самообразованием, а кто-то - даже познакомился с будущим супругом. Поэтому мы понимаем, что полностью ограждать современного ребёнка от социальных сетей и тех благ, которые они предлагают - кощунство. Но количество опасностей в сети с тех пор значительно возросло - и игнорировать их, думая, что подобное может произойти только у соседа, тоже нельзя. Ведь некоторые из нас и сами были жертвами подростковой зависимости от социальных сетей - а может, не могут избавиться от взрослой. Какие же плюсы и минусы лежат на чашах весов?

    pic2_06e22a6c4605b3373a7388c09918178f

    Блага цивилизации

    1. Проще всего расширять кругозор через общение. Люди из других социальных слоёв, культур и стран могут многое рассказать ребёнку, помочь ему в формировании собственного мировоззрения и морально-этических ориентиров. А международные соцсети даже помогают учить языки - ведь новый друг может жить на другом краю земли!
    2. Можно поддерживать связь с друзьями и родственниками. Переезд, смена школы - причин, по которым ребёнок может расстаться с привычным окружением, великое множество. Но теперь этот травмирующий переход можно сгладить, ведь в социальных сетях пользователь может связаться с собеседником в любой точке мира. Ребёнку проще получить психологическую поддержку от близких и приятных людей, он чувствует себя защищённее и не ищет утешения у незнакомцев в сети.
    3. Тренировка общения. Если ребёнок стесняется из-за деталей внешности, если его застенчивость мешает ему ладить со сверстниками, отточить навыки общения, попробовать разные стили поведения и получить подтверждение своих лучших сторон он может в интернете. Здесь имеет значение только то, что он говорит и думает, а мнение можно выражать свободнее, не боясь давления окружения. Здесь он не рискует потерять репутацию из-за неудачных экспериментов. Учёные уже доказали положительное влияние соцсетей на ребёнка - они помогают развивать доброту, чувство юмора и чувство прекрасного, чувство социальной справедливости!
    4. Простор для самовыражения. Опубликовать стих или рисунок? Выложить видео с танцем или песней? Социальные сети идеально подходят для того, чтобы смело заявить о себе и получить обратную связь и внимание! Это - прекрасный стимул для того, чтобы продолжать заниматься любимым делом.
    5. Доступ к новой информации для саморазвития. Бесплатные курсы, видео, фильмы, книги и новостные материалы распространяются в соцсетях благодаря тематическим группам - и подписки помогают ребёнку заниматься систематически.
    6. Безопасное времяпровождение. Статистика показывает, что дети, которые проводят время в соцсетях, реже гуляют по ночам, менее склонны к употреблению сигарет, алкоголя и половой жизни в подростковом возрасте. Родителям спокойнее - ведь чадо под боком!

    Скрытые угрозы

    1. Информационный “хлам”. Далеко не вся информация в соцсетях приносит пользу и развитие. Значительную часть контента составляют “жёлтые”, развлекательные посты, а привлекательно упакованная, но совершенно ненужная информация оттягивает у рёбенка внимание и время. И даже отнимает здоровье, ведь зависимость от телефона и социальных сетей, избыточное потребление информации связаны с высокими нагрузками на нервную систему!
    2. Меньше сна и больше окситоцина. Увлечённые социальными сетями дети “отодвигают” сон и другие полезные занятия, чтобы узнать больше, пообщаться больше. Такое поведение влечёт усиленную выработку гормона окситоцина, который отвечает за сопереживание и доверие. “Сетевые” дети более чувствительны и могут доверять вовсе не тем людям, которые этого заслуживают.
    3. Ухудшение социальных навыков. Свои способности к общению и письменную речь можно не только улучшить, но и ухудшить в социальных сетях. В мессенджерах дети игнорируют синтаксис и пунктуацию, выражают эмоции стикерами и словами-паразитами и забывают, как важна мимика, интонация и “проговаривание” эмоций для окружающих в реальном мире. Это часто делает детей непредсказуемыми, нетерпеливыми, вспыльчивыми и нетерпимыми.
      Страдают и реальные жизненные навыки, которые оказываются “не нужны” для того, чтобы получать внимание и восхищение в виртуальном мире. 27% детей, имеющих зависимость от телефона и социальных сетей, имеют также расстройства коммуникативной сферы.
    4. Снижение навыков работы с информацией. Информации так много, что дети просто не могут тратить время на то, чтобы в ней разбираться. Поэтому они слишком легко доверяют прочитанному, а их способность к логическому мышлению постепенно снижается.
    5. Конфликт между ожиданиями и реальностью. Друзья, приобретённые в соцсети, могут оказаться не теми, за кого они себя выдают. А восторженное отношение юзеров соцсетей может резко контрастировать с отношением сверстников в школе. Влияние соцсетей на ребёнка может сделать замкнутым и даже стать причиной депрессии.
    6. Ненадлежащий контент и другие угрозы. Наркотики, алкогольная и табачная продукция, материалы для взрослых, системы электронных платежей и другие нежелательные запросы составляют 0,3-0,5% от общего количества интернет-поисков, совершенных с детьми. Свыше 60% детей до 14 лет хотя бы раз сталкивались с подобными материалами, около 19% видят или сами просматривают их регулярно. И соцсети - не исключение. Здесь ребёнок может увидеть то, что ему не следует знать по возрасту, “попасть на деньги” или столкнуться со злоумышленниками.
    7. Кибербуллинг. Поведение сверстников в социальных сетях тоже может быть небезобидным. И если от реальных обидчиков ребёнок может спрятаться или перейти в другую школу, то виртуальные найдут его где угодно - всякий раз, заходя в сеть, юный пользователь будет наталкиваться на их сообщения, записи, комментарии и упоминания.

    Помимо упомянутых угроз, существует риск зависимости подростков от социальных сетей. Эта проблема требует отдельного рассмотрения.

    Какой вред таит в себе зависимость детей от социальных сетей?

    Уязвимая и нестабильная психика подростков особенно уязвим перед зависимостями - и зависимость от соцсетей не стала исключением. Желание самоутвердиться, отсутствие реального жизненного опыта, психологические травмы и неблагоприятное окружение - все это повышает риск зависимости детей от социальных сетей, которую ВОЗ уже признала психологическим расстройством.

    1. Зависимость от общественного мнения и завышенные стандарты. Лайки и одобрительные комментарии могут стать допингом для ребёнка. Ожидание похвалы от пользователей соцсети - мощный инструмент формирования зависимости от соцсетей. В то же время, ребёнок придаёт большое значение негативным комментариям от завистников или язвительных комментаторов с чувством собственной неполноценности. При этом влияние соцсетей на ребёнка заключается не только в комментариях в адрес самого пользователя, но и вообще все, которые он может прочесть. Сравнивая себя с сетевыми идеалами красоты и социальной успешности, дети начинают страдать от заниженной самооценки, синдрома упущенных возможностей. 82% подростков, которые сидят в соцсетях, недовольны своей внешностью - почти в 2 раза больше, чем те, которые ими не пользуются!
    2. Нарушения осанки и здоровой работы нервной системы. От хронических перегрузок страдает зрение, нервная система и шейный отдел позвоночника. Кроме того, интернет-зависимые дети менее подвижны, чем их сверстники, что повышает их восприимчивость к болезням, связанным с гиподинамией.
    3. Повышенная уязвимость перед киберпреступниками. Дети с низкой самооценкой, ищущие поддержки в сети, становятся более уязвимыми для травли и манипуляций, чем могут воспользоваться злоумышленники. Шантаж, кража личной информации, секстинг (пересылка интимных данных), высмеивание - все это распространённая практика среди мошенников и психически нездоровых пользователей сети.
    4. Чувство одиночества и депрессия. Как ни парадоксально, но общение в социальных сетях лишь усиливает ощущение одиночества. Собеседник, до которого нельзя дотянуться, с которым нельзя пойти в кино или по-дружески обнять, только маскирует реальное отсутствие близости.
    5. Потеря времени. Меньше учёбы и спорта, меньше общения с родителями и друзьями - зависимость подростков от социальных сетей пожирает время ребёнка, не оставляя ему возможностей для саморазвития. Он постоянно прячется в зону комфорта от решения реальных житейских трудностей и получения ценного опыта.

    Сколько времени можно проводить в социальных сетях?

    Каждый 5-й ребёнок проводит в соцсетях свыше 21 часа еженедельно. Психологи настаивают, что это граничная отметка - если чадо уделяет сервисам для общения более 3-х часов в день, пора менять его образ жизни и отношения с ним. Ведь это - явный маркер зависимости подростка от социальных сетей.

    Учёные из Пенсильванского университета вообще рекомендуют проводить в соцсетях менее 30 минут в сутки - по их мнению, это снижает тревожность и синдром упущенных возможностей, а также чувство одиночества и подавленности.

    Но важно не только количество времени в соцсетях, а ещё и качество. Если ребёнок ведёт свой блог, слушает музыку, учится там или общается с друзьями “из реала” - разве это плохо? Беспокоиться стоит только если он раз за разом обновляет страничку и судорожно хватается за телефон при каждом оповещении - это первые признаки зависимости от социальных сетей.

    Как ограничить использование социальных сетей детьми?

    Отлучить ребёнка от интернета нельзя, а вот сделать для него более интересным реальный мир - вполне. Поэтому к решению вопроса зависимости от социальных сетей стоит подходить комплексно:

    1. Помогите ребёнку найти хобби. Учёные выяснили, что у 100% детей, не имеющих интернет-зависимости есть любимое занятие вне сети. А у свыше 80% детей, страдающих от этого расстройства сторонние хобби отсутствуют (большинство из них считают увлечением сами соцсети).
    2. Уделяйте достаточно внимания ребёнку, проводите с ним время и добейтесь взаимопонимания с ним. Учёные сообщают, что в семьях, где чадо не слушают или отмахиваются от него влияние соцсетей на ребёнка оказывается сильнее в несколько раз. В группу риска входят дети, чьи родители много работают или не имеют доверительных отношений с сыновьями и дочерьми. Спровоцировать уход в соцсети также может отсутствие личного физического пространства - например, собственной комнаты или пространства для творчества.
    3. Поддерживайте распорядок дня и поощряйте самодисциплину у ребёнка. Все независимые от интернета дети умеют планировать своё время и активно делают это. Из группы слабозависимых этот навык освоили всего 40%. Средняя степень зависимости сформировала группу, в которой планирует время 30%, а сильная - только 3%. В группе абсолютно зависимых ни один ребёнок не умел поддерживать распорядок.
    4. Честно предупредите ребёнка обо всех угрозах. Предупреждён - значит, вооружён. Уделите время тому, чтобы самостоятельно ознакомиться с данными фондов и другими ресурсами, которые предупреждают о возможных опасностях соцсетей и освещают мошеннические схемы. А затем поделитесь словами экспертов с детьми. Зная о зависимости от телефона и социальных сетей, некоторые дети учатся самостоятельно контролировать себя.
    5. Используйте специальные сервисы и программы. Ряд программ позволяет полностью блокировать доступ ребёнка к интернету в то время, когда он не находится под присмотром взрослых. Однако подростки идут на всевозможные ухищрения, чтобы избавиться от такого контроля. Поэтому лучше отдавать предпочтение сервисам типа UniSafeKids, которые позволяют отслеживать, что ребёнок делает в интернете. А в крайних случаях - закрыть доступ в интернет, пока не будут сделаны уроки.

    Прислушивайтесь к своему ребёнку и будьте бдительны!